Я стал слесарем на 3 дня. Неужели понравилось?

Николай Маслов avatar | 22
FavoriteLoading В закладки
Я стал слесарем на 3 дня. Неужели понравилось?

Одним из самых запоминающихся экспириенсов ушедшего 2019 стала моя удивительная попытка превратиться в рабочего. Случайная — но чрезвычайно интересная.

Пожалуй, я должен рекомендовать такой дауншифтинг каждому из наших читателей. Удивительный опыт, который окажется куда ярче поездок на Бали в роли какого-нибудь инструктора.

Зачем мне понадобилось стать слесарем?


Площадка проведения экзамена в рамках Worldskills

Я уже рассказывал, как стал экспертом практической части выпускного экзамена местного профтехучилища по стандартам Worldskills. Однако, сам по себе экзамен довольно сложный для неподготовленного.

Моя текущая работа позволяет правильно оценивать результат выполнения задания по дисциплинам «Сборка авиационной техники» и «Обслуживание авиационной техники». Но в отличие от множества коллег, я никогда не занимался этим собственными руками.

Физик-теоретик со специальностью «Микроэлектроника» оказался как нельзя кстати на авиастроительном предприятии. Но бОльший набор теоретических скиллов иногда уступает ряду практических.


Так выглядит стенд для сдачи экзамена по моему профилю

Из-за этого в свое время мне пришлось пройти несколько серьезных курсов переквалификации, дополняющих образование. Тем не менее, со слесаркой я знаком только в теории, поскольку работаю в сборке.

Дело в том, что ряд советских инженеров проходили более длительную и подробную подготовку: сначала учились в техникуме, и только потом — в университете.

В рамках прохождения практики (а многие и в качестве основной работы после первого места учебы) они занимались рядовой ручной работой за станком. Чаще всего в роли слесаря-сборщика, токаря или техника-технолога.


Авиадвигатель. Ещё одна часть моего экзамена

Получить высшее одновременно с этим было сложнее, но практическая работа даёт понимание ряда особенностей процесса, которые сложно изложить на бумаге.

Поэтому, когда выпала возможность поучаствовать в роли принимающего экзамен, я прошел полноценную подготовку. Почему нет? Теория считай что сдана — осталось научиться практике.

Правила работы на экзаменах WorldSkills


Ещё один мой стенд: монтаж оборудования

Каждый практический квалификационный экзмен Woldskills представляет собой выполнение определенного задания по той или иной дисциплине.

Оно выглядит приходит в виде сборочного чертежа с указанием материалов, инструмента и времени работы, либо операционной-технической карты, в которой указывается набор необходимых работ.

Конверт с заданием вскрывается прямо перед началом экзамена. Участники получают свой экземпляр (все выполняют один вариант, на чемпионатах могут быть уникальные варианты для каждого).

За ходом следят технические эксперты (обслуживают площадку и потребности экзаменуемых в материалах/инструментах) и эксперты (оценивают выполнение работы и конечный результат).


Сейчас эксперт следит за работой. Но до экзамена помогал научиться

Так если я эксперт — как проверять, не попробовав сделать самостоятельно?

Какие дисциплины WorldSkills проверяют и проводят в Ульяновске


Передвижная вытяжка для участка монтажа жгутов

В упомянутом УАвиАК, кроме специальностей, связанных с автомобилестроением, стандартно проводятся следующие «самолетные» экзамены:

  • Производственная сборка летательных аппаратов
  • Обслуживание авиационной техники
  • Технологии композитов (бонусная программа, не проводится в виде выпускного экзамена)
  • Монтаж электрооборудования летательных аппаратов
  • Токарная/фрезерная обработка на станках ЧПУ
  • Эксплуатация беспилотных летательных систем

Первая и вторая являются выпускными экзаменами для местных студентов. Остальные фактически — конкурсные дисциплины, которые входят в программу обучения, позволяя студентам участвовать в чемпионатах Worldskills (и эффективно работать).

«Производственная сборка» предлагает обучающимся изготовить несколько деталей и собрать из них сборку с помощью предлагаемых инструментов.


Работе на таком фрезеровочном станке нужно долго учиться. Последнее слово техники, однако

«Обработка на ЧПУ» стала её подразделом — здесь работы выполняются на современных автоматизированных станках и содержат минимальное число сборочных операций.

«Обслуживание летательных аппаратов» может состоять из одной или двух частей: либо только обслуживание определенного узла (например, диагностика и осмотр авиационного двигателя), либо сочетать изготовление деталей с обслуживанием определенного узла (части могут быть не взаимосвязаны).

«Монтаж электрооборудования» предполагает изготовление жгутов, их прокладку и прозвонку, а так же монтаж на специальных стендах или проверку уже установленных блоков (в составе авиационного изделия либо на стенде).

Работа с композитами едва ли не самая интересная: здесь можно показать свое умение работать со стеклотканью, превратив её в конечное формованное изделие.

«Эксплуатация беспилотников» все ещё интереснее. Нужно спроектировать, собрать и победить в конкурсе пилотирования. В зависимости от задания это могут быть гонки, облет технических сооружений (разведка считай) и даже прохождение «полосы препятствий».

Но о последних 4 программах я расскажу в другой раз. Когда освоюсь. Пока — чистая слесарка-сборка, ставшая моим личным полигоном стойкости.

Что успел освоить за 3 дня


Из этого набора нужно сделать деталь. И не одну. Как?

В этот раз мне удалось не только оценить студентов, но и пройти полный цикл своими руками. Благо все допуски к работам получены заранее, квалификация позволяет — осталось только приложить руки.

Не сидеть же в ожидании за компьютером, пока участники творят магию из металла? Так я и стал заводским слесарем. Всего на 3 дня — втрое больше, чем потребовалось ребятам на выполнение того же задания.


Современный инструмент не имеет ничего общего с тем, что раньше приходилось сталкиваться.

Да, вы не ослышались: несмотря на имеющуюся практику работы с металлом (10 лет назад все же слишком давно) и теоретические знания (я же вижу, как это выполняется у нас на производстве! ага, конечно) все оказалось намного сложнее.

Вместо советского электрооборудования, с которым знаком я и могут быть знакомы читатели, площадки Worldskills оснащены по последнему слову: немецкие пневмомолотки и пневмодрели, электрические ножницы по металлу, профессиональное гибочное оборудование из Италии, английские инструментальные тележки, прецезионные швейцарские расходники — сверла и фрезы.

Таким работать-то страшно. Страшно интересно и поучительно, пожалуй.


Плечо ножниц позволяет резать даже прочную сталь

Такая работа собственными руками освежает мозг, надо признать: после клавиатуры пневмоскоба для заклепок (самолеты собирают на болтовых и клепаных соединениях) кажется невероятно тяжелой и неудобной. Первые пару часов.

А вот высотокочные гибочные и сверловочные приспособления только со стороны страшны: думаю, с ними справится даже ребенок лет 10.

Как вам такое? Слабо?


7 раз измерь, один раз отрежь. А не как обычно

Вместе со студентами я должен был выполнить (втихаря от них следя за процессом выполнения и не показывая свою работу) небольшой клепаный кронштейн из «корытца» и 2 пластин. Что может быть проще, казалось бы?

Увы, такие детали действительно все ещё проще делать руками: слишком малы габариты, слишком сложно закрепить на ленте режущего ЧПУ-станка, слишком дорого обойдется работа манипуляторов по сборке.

Не тут-то было! Поскольку на своем заводском участке я отвечаю только за сборку, монтаж и проверку оборудования, изготовление простейшей детали оказалось неподвластно с первого раза.


Работа кипит

Первый лист ушел в брак чуть больше, чем полностью. На втором получилось вырезать детали правильно с учетом всех сгибов.

Металл — не бумага, на угол тоже идет материал. Этого не замечаешь, когда руками водишь, глядя на уже привезенные «железки».

Сверление отверстий при использовании только имеющегося оборудование тоже оказалось непростым занятием. Дома я просто покупаю готовый кронштейн с «дырками». На заводе — заказываю удобную оснастку для рабочих (чаще уже готовую со склада).

А здесь есть только тиски и подставка. Попробуйте просверлить 12 отверстий в трех деталях соблюдая соосность. И тоже получится не сразу.

Допуски составляют 0,1 мм. Больше, чем на заводе (0,05-0,02 мм), но куда меньше, чем в быту (0,5-1 мм для слесарных сборок).

Что оказалось самым важным


Угадайте – где чья и какая сделана правильно?

Впрочем, «рукожопство» — не первая, и далеко не самая главная проблема. В конце-концов, моя задача была не сделать деталь, а побывать в шкуре ученика.

И это удалось. А полученные выводы оказались своеобразными.

Важнее всего оказались не «hard», а «soft-skills». Планирование времени, умение читать написанное, знание базовых характеристик инструмента и материалов.

И, конечно, простая математическая логика с умением её вовремя применять. Вокруг есть все необходимое, чтобы сделать что угодно. Нужно только придумать зачем и как.


Уже скоро ждет подготовка на эксперта по монтажу жгутов. Жутко интересно

Школьные, даже внешкольные детские навыки. Или, точнее, они когда-то были ими. Сегодня темп жизни заставляет гнаться за чем-то ещё, забывая самые простые вещи.

Но касается ли это только учеников? Конечно нет. Это наша общая проблема, которую нужно решать.

А главное – работая руками, многое переосмысляешь. Не зря лучшее хобби – смена рода деятельности.

P.S. Как попробовать себя в роли рабочего


Такое оснащение частные мастерские себе позволить не могут

Кстати, каждый может стать слесарем или станочником ЧПУ. Хотя для этого стоило бы пройти короткое переобучение, есть путь без бумаг, простой и очень интересный.

Однако площадки Worldskills работают практически ежедневно: практические занятия входят в обязательные дисциплины учебных заведений.

Почти всегда есть свободные стенды, поскольку ещё в момент проектирования разработчики площадок закладывали возможность одновременной работы.


А с композитом они и вовсе не работают. В отличие от площадок Worldskills

Если зайти и спросить — адекватным людям не откажут, если время будет совпадать с учебным, а не со временем экзамена.

Расходники и материалы для того, чтобы попробовать себя, всегда найдутся. Стандарты Worldskills требуют идеальное качество и соответствуют промышленным стандартам, которые излишни в быту.


Интересно, что внутри?

Против собственных тоже никто возражать не станет (но тут нужно как минимум знать материал, производителя и понимать техпроцесс — работники строго следят за выполнением, чтобы рабочие места остались в порядке.

Это круче любого техноковоркинга. И такие площадки наверняка есть рядом с вами. Кто знает, вдруг из рядового программиста получится великолепный фрезеровщик с зарплатой вдвое больше?

1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (26 голосов, общий рейтинг: 4.42 из 5)
undefined
iPhones.ru
Хватит пылиться в офисе старом! Скорей, на завод!
Прокомментировать

🙈 Комментарии 22

  1. madball avatar
    madball18 января 2020
    4

    Мне как человеку работающему 18 лет в КБ и имеющему 6 разряд слесаря инструментальщика и 5 разряд расточника не много смешно читать такие статьи.
    Но в целом норм. Любой опыт полезен.
    Это как в анекдоте, когда дочь говорит отцу, что водка не вкусная. На, что он отвечает — а вы с матерью думаете, я тут варенье ем. Так и тут, пока сам не попробуешь, не поймешь, что это такое.

    ProtcessusVitelius avatar
    ProtcessusVitelius18 января 2020
    1

    @madball, ничего смешного, отличная популяризация рабочих профессий, у нас до сих пор инерция офисной плесени

    Николай Маслов avatar
    Николай Маслов18 января 2020
    1

    Я не инструментальщик( И слесарей на участке нет, совсем нет, даже наладчиков. Не положено нам по штату, только в виде готовых цельных изделий. Так что и дауншифтинг по производственной цепочке, и интересно. И да, совсем не по профилю, поэтому сумбурно)

    Karabasoff avatar
    Karabasoff18 января 2020
    1

    @madball, 18 лет КБ и 6 разряд это минимум 25 на производстве?

    madball avatar
    madball18 января 2020
    0

    @Karabasoff, Что смущает? Не мне 18 лет, а 18 лет работаю

  2. Илон Маск avatar
    Илон Маск18 января 2020
    7

    Ознакомился с исповедью и должен констатировать, что Бали всё-таки лучше.

  3. Kaji avatar
    Kaji18 января 2020
    1

    Подрабатывал я во времена оные в автосервисе электриком. Владелец – молодой армянин, ненамного старше меня. Руки не из пятой точки, движки и коробки перебирал на ура. Но периодически говорил своим детям – вот, мол, не будете высшее образование получать – будете как папа гайки крутить. Ага, щаз. И он сколько получал при этом, и я, инженер-программист по образованию, не жаловался на финансовую составляющую, да и в целом по кайфу было (радиокружок районного дома пионеров – опыт на всю жизнь, не пропьешь).

  4. OleOleOle avatar
    OleOleOle18 января 2020
    0

    Подрабатывал я во времена оные в автосервисе электриком. Владелец – молодой армянин, ненамного старше меня. Руки не из пятой точки, движки и коробки перебирал на ура.
    =====================
    Вы эксперт по качеству переборки двигателей и коробок передач?

    Kaji avatar
    Kaji18 января 2020
    2

    @OleOleOle, а вы таки являетесь таковым?

    OleOleOle avatar
    OleOleOle18 января 2020
    0

    @Kaji, вопросов больше не имею.

  5. seleznev avatar
    seleznev18 января 2020
    1

    Дауншифтинг? Да вы охренели слегка.

  6. collder avatar
    collder18 января 2020
    1

    Ска, экспириенсов и дауншифтинг…
    Зачем же так?

  7. remzone avatar
    remzone18 января 2020
    1

    про дауншифтинг немало покоробило
    это программистов как собак нарезанных а людю с руками и разрядами нарасхват

    Николай Маслов avatar
    Николай Маслов18 января 2020
    3

    Давайте откровенно: слесарка и моя специализация сильно далеко друг от друга. Подразделение потребляет конечный продукт слесарки, не имеет права на слесарные работы и тому подобное. Поэтому – да, своего рода дауншифтинг по производственной цепочке. И если уж совсем откровенно: в России уже много лет не бывает инженеров после станка – либо сразу после ВУЗа идут конструкторами-технологами, либо наоборот, остаются навсегда. Вот наоборот бывает, после вышки в мастера или рабочие, это бывает.

    madball avatar
    madball19 января 2020
    0

    @Николай Маслов, вот именно, не бывает ни технологов, ни инженеров после станка. И иногда диву даешь какую ахинею они пишут или чертят! Такая безграмотность, что прям ужас берет. Я уже технологии читаю так, от случая к случаю. У меня есть чертеж, его и читаю, иногда предлагаю нашим технологам как лучше сделать, даже не лучше, правильнее.

  8. collder avatar
    collder18 января 2020
    0

    @BersergVL, А что вы хотели за три дня?)
    Не быть, а казаться…

  9. star_iK avatar
    star_iK18 января 2020
    0

    Ага, так вот кто и как, оказывается, суперджеты собирает… ну, тогда ничего удивительного, конечно

    Николай Маслов avatar
    Николай Маслов18 января 2020
    1

    К сборке “металла” отношения никакого не имею. Объять необъятное нельзя, или-или. Попробуйте освоить пару-тройку авиационных специальностей, потом продолжим разговор))) Или расскажите, как пилоты уголки из листа гнут и на ЧПУ программы пишут.

    Jetcat862 avatar
    Jetcat86218 января 2020
    0

    @Николай Маслов, ну давайте поговорим. Сколько авиационных специальностей у вас за плечами?

    Николай Маслов avatar
    Николай Маслов19 января 2020
    0

    Всего 1. И слесарка, туда, увы, не входит

  10. Jetcat862 avatar
    Jetcat86218 января 2020
    3

    Да, люди мельчают, профи все меньше и меньше. И самое страшное, вот такие лезут в авиацию.

  11. Uno avatar
    Uno21 января 2020
    1

    Ясно — если прилетит к вам волшебник в голубом вертолете, то это Николай Маслов, и покажет вам не кино, а много разной хрени с алишечки.

Вы должны авторизоваться или зарегистрироваться для комментирования.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Как установить аватар в комментариях?

Ответ вот здесь