Однажды шестилетний сын подошёл с айпэдом и сказал: пап, смотри, я накачал бицуху до 30 левела.
На экране планшета человечек из кубиков действительно качал бицуху, а затем шёл на армрестлинг-бой с другим персонажем. Вечером того же дня сын провозгласил, что хочет качаться сам и попросил научить его с маленькой гантелей. И ведь более-менее научился…
Так в жизнь семьи вошёл Roblox. Теперь мы иногда играем вместе по выходным. По вечерам сын и его двоюродный брат из другого города созваниваются и бегут играть на один сервер. На улице дети тоже играют в Roblox. На подготовке дети обсуждают Roblox. Он внезапно везде.
Кажется, все играют в Roblox, хотя он как будто появился из ниоткуда. В России это самая скачиваемая игра по итогам 2023 года. Но и в мире – тоже.
Скачать Roblox можно в App Store, Google Play, а ещё просто открыть в любом браузере на любом компьютере. А теперь обсудим, что это вообще такое. Будем считать этот пост небольшим ликбезом для родителей.
Кто разработчик Roblox?
Игру создала Roblox Corporation, основанная в 2004 году. Само название удивляет дальновидностью, но связано с технологической и операционной подкованностью своих основателей – они будто заранее знали, что их ждёт успех. Дэвид Базуки и Эрик Кассел занимались разработкой игр и инструментов их создания аж с 1988 года.
Создав несколько удачных и уникальных проектов (например, Interactive Physics, где имитировалась работа механических устройств), они несколько раз меняли место работы в результате поглощения более крупными игроками рынка. В итоге оба ушли со своих должностей, выпустили бета-версию будущего мирового хита в 2004 году под названием DynaBlocks, а в сентябре 2006 года – перезапустили проект под уже всем известным названием Roblox.
Эрик Кассел умер от рака в 2013 году, и компания осталась с одним CEO – Дэвидом Базуки.
До 2017 года проект оставался нишевым и не представлял большого интереса. Но после нескольких крупных денежных вливаний от частных и венчурных инвесторов, Roblox пошёл в мир.
На волне многократного роста мировой аудитории и растущей частоты использования смартфонов совсем маленькими детьми Roblox как будто из ниоткуда взлетел в самый топ популярных игр среди детей до 14 лет. Первыми это заметили их родители, а когда про Roblox всерьёз заговорили в мире, остановить этот феномен было уже невозможно.
Сегодня в Roblox ежедневно играют более 70 млн человек ежедневно или около 220 млн ежемесячно. Прямо сейчас, когда вы читаете эти строки, игра запущена не менее чем у 1,6 млн пользователей. Средний квартальный доход Roblox Corp. составляет 2 млрд долларов. Это больше, чем у Supercell (разработчик Clash of Clans), Konami, Square Enix и NCsoft (Lineage, Guild Wars) вместе взятых. А в самой корпорации трудится более 2100 человек.
Что такое Roblox?
Так выглядит домашний экран Roblox. Ужасно? А то. Но ведь работает…
Roblox – это не столько игра, сколько онлайн-платформа, соединяющая в единую экосистему 9,5 миллионов разработчиков игр и гигантскую потребительскую аудиторию проекта. Вы регистрируетесь, создаёте аватар и… попадаете в браузер.
Браузер является домашней страницей Roblox. Это одновременно рекомендательный сервис, топ-чарт и редакторская подборка лучших игр, а точнее, «плейсов». Название убогое, но объясняется тем, что не всё тут является игрой в классическом понимании.
На сегодняшний день этих «плейсов» в Roblox более 40 миллионов (!), и разница между двумя из них может быть не меньше, чем между, скажем, конструктором LEGO и охотничьей винтовкой с прицелом ночного видения:
Как-то конкретно, ёмко описать 40 млн самых разных проектов абсолютно невозможно. Любой возможный жанр, тип, тематика игры не просто реализованы здесь – их тысячи, а то и десятки тысяч в любой возможной нише, какой бы узкой она ни была. Всё, что может быть интересно хотя бы тысяче детей на Земле, здесь есть.
Хотите шутеры? Выбирайте из тысячи. Платформеры? Сотня тысяч. Игры по мотивам известных франшиз, брендов и даже мемов? Без преувеличения, таковых миллионы.
99,99999% этих игр созданы не самой Roblox Corp., а сторонними разработчиками. Стать таковым может абсолютно любой, даже ребёнок. Бизнес компании строится давно не вокруг самих игр, а вокруг инструментов их разработки, функциональности клиента и монетизации.
Массовая доступность инструментов разработки накладывает отпечаток на качестве. Игр, достойных существовать отдельно от экосистемы Roblox, здесь не больше пары сотен. Кривые интерфейсы, баги и в целом низкий уровень качества – норма и часть шарма Roblox.
Вместе с объединяющим эффектом платформы и массовостью проекта в целом, даже такие забавы, сделанные «на коленке» по меркам современного геймдева, собирают аудитории в тысячи, а то и десятки-сотни тысяч игроков без особого труда, особенно когда они в тренде.
Десятки тысяч ютуб-каналов и инфлюенсеров, тиктокеров и прочих персоналий соцсетей подогревают интерес молодой аудитории к очередной новой хайповой игре стороннего разработчика. И все попадают в неё одинаково – нажимая на иконку Roblox на своём смартфоне, планшете или компьютере. Да, Roblox есть даже на Mac.
Да, я капибара в Roblox. И да, сделал футболку с нашим логотипом в режиме разработчика.
Разработчики, создающие проекты в Roblox, поднимают серьёзные деньги, первые в жизни у многих из них: продают предметы в маркетплейсе аватаров, создают игры с покупками. Roblox Corp. забирает 30% с каждой транзакции на платформе. Ещё 30% уходит тому, из чьей игры была совершена покупка. Только 40% остаётся «разработчику» товара. Но если он и продавец – одно лицо, то разработчик получает 70%.
При этом изначально выплаты создателям контента приходят не в валюте, а в «робуксах» (Robux). Так называется единственная валюта в Roblox. Получить её можно только заплатив реальные деньги, то есть пополнив счёт на платформе.
Большая часть разработчиков, являясь детьми, тратят заработанные робуксы на платформе. Вывод робуксов в реальные деньги усложнён, невыгоден при малых объёмах и доступен только с 13 лет. Фактически, Roblox Corp. эксплуатирует творческие таланты детей, заманивая их перспективой во всех смыслах виртуального заработка. И детям это даже нравится, так как робуксы для них имеют не меньшее значение, чем для криптовалютчика – USDT.
Почему детям нравится играть в Roblox?
Бесплатность. Minecraft, вопреки расхожему мнению, стоит денег. Roblox бесплатен. Все расходы идут уже от тех, кто тратит деньги внутри на свой аватар, покупки в самих «плейсах» и так далее. Но попробовать любую игру на платформе можно бесплатно.
Супердоступность. Чтобы играть в Roblox, достаточно смартфона или ноутбука с выходом в интернет. Любой девайс мощнее современной микроволновки запустит фирменный клиент-браузер. И если у ребёнка хотя бы несколько раз в неделю есть доступ к таким гаджетам, то у него есть доступ в Roblox. Технологический порог вхождения равен нулю. Пока одни вливают миллиарды в никому не нужный и убогий «метавёрс» и спорные «шлемы», Roblox олицетворяет его вживую, не требуя никаких вложений.
Простота. Игры в Roblox по большей части созданы такими же детьми для детей. Многие на этом учатся основам геймдева. Возрастной уравнитель позволяет новичкам быстро осваиваться в простейших и нарочито понятных интерфейсах, а управление, заточенное под экраны мобильных устройств, не требует заучивания и привыкания – в отличие от геймпадов или клавиатуры+мышки. При всём этом, взрослому человеку или прожжённому геймеру управление в Roblox покажется отвратительным. А детям норм. Вот вам и разница поколений.
Социализация. Roblox Corp. как никто другой знают, как важна коммуникация в онлайн-играх. Здесь играют почти всегда не в одиночку, а целой толпой. Система друзей, групп и кланов позволяет детям эффективно удовлетворять потребность в общении. Они знакомятся, дружат и проводят время друг с другом в Roblox, не выходя из своей комнаты.
Если вы смотрели Игру в Кальмара, то вы незаметно для себя поиграли в Roblox. Толпа незнакомых людей делает что-то странное на скорость или удачу. В процессе часть из них знакомятся. Конкуренция, драма, дружба, радость победы, горечь поражения. Разница только в том, что всё понарошку.
С недавнего времени здесь появились встроенные видеозвонки с виртуальными аватарами, но многие по-прежнему созваниваются друг с другом по FaceTime или WhatsApp и бегут развлекаться на один сервер в браузере Roblox. Это «метавселенная», которая действительно работает.
Персонализация. В большинстве онлайн-игр принципы персонализации следуют какой-то единой схеме. Например, есть «скелет» модели, который можно одевать и изменять в рамках каких-то ограничений. Но в Roblox таких ограничений практически нет. Вы можете быть чем и кем угодно. Персонаж может иметь любую форму, в которой возможно изменять всё как захочется, а при желании – вообще подменить любую часть тела любым 3D-объектом, созданный в редакторе с нуля (в рамках правил платформы).
Аватар комментируют, им интересуются другие игроки, и для многих детей он имеет даже большее значение, чем одежда, которую они носят в реальной жизни. Почти все предметы платные, их миллионы, поэтому момент про «попонтоваться» никто не отменял, он играет большую роль.
Бесконечность. У обычных игр есть фиксированные правила, начало и конец. Даже если это «открытая» игра напободие Minecraft. Но Roblox бесконечен. Напомню: здесь 40 млн разных игр. И все они в одном браузере.
В Roblox дети почти никогда не задерживаются надолго в одном «плейсе»: получив насыщение или добившись цели, они убегают с друзьями на другой сервер буквально в два клика. За одну сессию ребёнок может сменить 3, 5, даже 10 совсем разных игр, не выходя из «роблокса». При этом прогресс и достижения в каждой из миллионов игр сохраняются на аккаунте. Если, конечно, разработчик не удалит свой проект.
Опасен ли Roblox?
На мой взгляд, Roblox опасен не больше любой другой игры на смартфоне.
Вместо того, чтобы рассуждать за других, как надо или не надо воспитывать детей, приведу пример. Мой сын, которому 6 лет, регулярно играет в Roblox. Благодаря этому, он по-настоящему заинтересовался и САМ изучает:
▪ разработку игр
▪ съёмку, монтаж видео
▪ редактирование изображений
▪ создание и сведение музыки
▪ анимацию
▪ 3D-моделирование
▪ иностранные языки, и не только английский
Подчеркну, всё это – НЕ под давлением родителей или же благодаря дополнительной мотивации с нашей стороны. Ему просто это интересно самому. Потому что на примере Roblox и всего связанного с ним контента, в том числе на YouTube, он наблюдает плоды и результаты владения всеми вышеперечисленными навыками. Естественно, он хочет тоже всё это уметь, и поэтому учится.
Каждый день он монтирует какую-нибудь анимацию, делает мини-трек, придумывает какую-нибудь игровую логику и так далее. Я просто смотрю на это в готовом виде и думаю: «обалдеть».
Цены за подписку Premium в Роблоксе, Россия. Платить можно либо через App Store (гайд здесь), либо покупать предоплаченные карты на маркетплейсах
Единственный минус в Roblox – это то, что совсем без денег в него играть обидно. Поэтому готовьтесь платить каждый месяц, чтобы ребёнок был доволен. Почти все родители донатят за детей хоть и небольшие, но всё равно реальные деньги, которые так или иначе отражаются на внешнем виде аватаров.
С учётом всех плюсов и навыков, которые игра дала и мне, как родителю, и сыну, мне совершенно не обидно оплачивать ему подписку Premium. Тем более, что это недорого. Минимальная сумма – 400 робуксов за 500 рублей ежемесячно. В масштабах цен на платформе это совсем немного и заодно учит ребёнка экономить. Но это моё мнение.
Стоит ли играть в Roblox взрослому?
Если у вас нет детей и вы старше 20 лет, то большого смысла пробовать Roblox нет. Там совсем малолетняя аудитория, а игры по меркам «большого» гейминга слишком простые или непонятные тем, кто существует вдали от культуры интернета, современных мемов и трендов.
Если дети есть, но ещё не играют в Roblox, то знакомить их с игрой я бы не стал по простой причине: это всё равно неизбежно произойдёт, если вы разрешаете ребёнку самостоятельно пользоваться смартфоном или планшетом с выходом в интернет. Пусть пока другие вещи поделает.
Если ваш ребёнок уже играет в Roblox, то явно не помешает продемонстрировать заинтересованность. Зайдите с ним, посмотрите, что ему нравится. Научит, что делать, покажет основы. Ему интересно и приятно, что вы интересуетесь. Заработаете балл взаимопонимания. Игра вас вряд ли завлечёт всё равно.
А если вы ребёнок, то зачем вы это прочитали, я не знаю.
Как ни крути, Roblox – феномен и самая крупная игра в мире среди детей. Можно относиться по-разному к нему и практикам его разработчиков, но отрицать гигантское влияние, которое проект имеет на подрастающее поколение, невозможно. Ещё недавно лидером в этой сфере был Minecraft. Но его эпоха медленно, верно уходит в прошлое.
Игра, которая приучает ребёнка создавать, экономить, позволяет самовыражаться и общаться со сверстниками, а не только потреблять, по определению не может считаться плохой или опасной. Уж точно лучше «роблокс», чем рубиться в бесплатные шутаны, три-в-ряд и «гача»-фермы. Хотя и это всё есть в Roblox.
42 комментариев
Форум →Автор, фамилия по-русски пишется Башуцки
Сомнительно, когда он везде и всегда «Базуки».
@Никита Горяинов, Дэвид руки Базуки )
У меня кровь из глаз от скринов “игр”
Согласен. Но детям вообще до лампочки.
@Никита Горяинов, не правда. Дети наоборот любят все яркое и броское.
Я прямо в следующей ветке так и написал до вашего коммента, так что мы думаем одинаково. Ну и одно другого не отменяет: графика в целом ужасна, детям нравится.
А чего графика такая плохая?
Последние два-три года в Roblox есть всё необходимое для создания проектов с графикой более-менее нормального уровня. И такие тоже есть. Но парадокс: чем круче графика, тем ниже популярность таких игр на платформе. Дети хотят простое и яркое. Им вообще плевать на то, сколько где полигонов. А куда движется аудитория, туда и идут разработчики.
@Никита Горяинов, потом вырастут дети без чувства вкуса и красоты
@collder, в Спокойной Ночи Малыши тоже графика не особо была )))
@plodozhor, там был пластилин и воображение, а не квадратные головы без детализации.
Автор упустил немаловажный аспект. Самое главное в Роблоксе – на комп (винду или мак) можно еще поставить Roblox Studio и ребенок с удовольствием начнет сам создавать свои не просто игры а целые игровые миры с огромными пространствами, скриптами на языке Луа и сменой дня и ночи
Да, согласен. Studio и есть точка входа всех разработчиков платформы. То, что это инструмент бесплатный и в целом несложный – один из ключевых моментов, которые привели Roblox к успеху и такой популярности.
@Никита Горяинов, я исключительно ради Роблокс Студио и купил в свое время мак-мини ))))
Нормально так за рекламу задонатили. Всю статью читал раскрыв рот, пока не дошел до такой откровенной рекламы про ежемесячную оплату, и это нормально со слов автора, ну и про сына, который в 6 лет видео монтажер – улыбнуло конечно. :) Нет , оно может так и есть и это очень хорошо , но после того как стало очевидно, что статья проплачена, восприятие всего поменялось.
Можно сколько угодно улыбаться, но ещё больше улыбаюсь я, когда он показывает мне видео и даже ремиксы, которые сделал сам.
Дети умнее, чем кажутся, и учатся гораздо быстрее нас.
Про нормальность доната: возможно, это не совсем очевидно из текста, но можно вообще ничего не платить никогда. Все игры останутся доступными. Просто ребёнку рано или поздно захочется прикольный скин, какие-то плюшки в очередной популярной игре. И я не вижу зазорного в том, чтобы дать на это такие небольшие деньги, ещё и лишь раз в месяц. Сейчас один раз пообедать-то на эти деньги почти нереально.
А про то, что Roblox Corporation мне задонатили, ещё и за рекламу – буду рад этот донат найти, как и вообще какую-либо коммуникацию с ними. Если бы это была реклама, кстати, то был бы Erid на главной картинке ;) Не говоря уже о том, что Roblox никакая реклама в традиционных медиа не требуется очень давно. Думаю, 10 млн загрузок в российских магазинах приложений говорят сами за себя.
@Никита Горяинов, ну извиняюсь тогда, если оговорил. Впечатляет конечно масштаб и размах конечно, ну и простота. Племянница постоянно залипает в неё.
@Aleksandr, да ладно вам, даже если реклама, если бы не статья – не узнал про эту субигровую индустрию
@n547, есть такое :)
Фортнайт по этой же причине сыскал популярность у молодежи. Там, кстати, нет ежемесячных подписок
@Param Pampampam, уже есть “Fortnite Crew” Monthly :)
@Виктор, это совершенно другая подписка – некий аналог батлпасса
В Фортнайт тоже появились, толи карты, толи миры/острова, которые делают не сами разработчики. Видимо вдохновились Roblox-ом. Вижу как сын играет не Battle Royale, а в какие-то бегалки, итд.
Эх в моем детстве мы играли в Leisure Suit Larry и Space Quest. А теперь вот дети залипают в Minecraft и Roblox
@Visual GameDev, так тыж уже дед )
Я начал с Hero’s Quest, в Ларри как то не довелось, а вот с Роджером Вилко знаком хорошо )
@Visual GameDev, врать не надо ,-) не Ларри а Virtual Valerie =))
Это же игровой AppStore, как apple такое пропустила)
Легко:
2 млрд дохода в квартал делим на 30% комиссии App Store, получаем 600 млн долларов.
80+ процентов играют в Roblox с мобилы, из которых даже в случае, допустим, лишь 30%-ной доли iOS, мы получаем точно больше 100 млн $ в квартал в кармане у Apple.
Вот и вся математика решений 😂
@Skynet, есть же App Store и Game Centrer. Если убрать модерацию в ап сторе, чтобы маленькие разрабы смогли выкладывать свои поделки-перделки из плэйграунда, а также завести Кастомизацию и виртуализацию в гейм центер, то…. Мы и получил роблокс. Вот кто-то «придумал» три составляющих объединить и победил в аудиторию на данном отрезке времени)))
@Skynet, очень просто – все робуксы в игре покупаются не напрямую у Роблокс Инк а через сраный эппловский Апп Сторе. С 30% комиссией
Спасибо, теперь я знаю во что играет мой сын)
“Мой сын, которому 6 лет, регулярно играет в Roblox. Благодаря этому, он по-настоящему заинтересовался и САМ изучает…” — да нет, это у тебя просто сын такой. Десятки миллионов детей тупо играют и ничем не интересуются )))
Прошел «побег из тюрьмы» и «побег из школы» , меня заставили ;) все правда в статье, подписку пока не покупал
проблема в том, что когда сын автора вырастет до 12 лет, он будет так же играть в этот роблокс, в тот же примитивный роблокс(только донатики в игру будут побольше и почаще). И все что он изучает сам из списка он будет продолжать изучать, на столь же низком уровне как и все что связано с роблокс.
Я показывал своему классные игры, с передовой графикой, с интересным сюжетом, спрашиваю, ну как? говорит – здорово, почти как роблокс… Это печаль прямо.
Ну думал перерастет, еще увидит оценит сделает “правильный” выбор… но нет.
Есть приставка, старенькая по нынешним меркам, бокс360, но ломанная, два джойстика, куча игр, и что в итоге? планшет с казуалками и комп с роблокс… Очень грустно. Так что моё мнение – да опасен, лучше обойти стороной, чем пытаться потом что то изменить.
@lordrakush, не переживайте, скоро увлечется девками и вином )))))
Ещё поизучал статистику активных игроков и, мягко говоря, поправил в статье.
К сожалению, многие источники в интернете оказались либо в корне неверными, либо на поверку оказались фермами ChatGPT. Добавил в статью более актуальные и достоверные данные.
@Никита Горяинов, 👍
А вот раньше были картриджи для денди с 5000 играми
Стоит добавить обратную сторону Роблокса, это как дети постарше обманывают детей по младше, крутится это вокруг донатных вещей, которые потом продаются на «чёрных рынках» взамен на реальный кэш
Запускал с дочерью несколько раз (ей 8, мне 40) и оба не поняли как играть в эту игру. Статью начал читать, так как думал тут будет хоть написано что там и как. Может быть и к лучшему, что в статье так и нет четкого гайда, зато ребенок не “присел” на эту игру.
Неправильно, что ребенок убегает в виртуальный мир. Какой толк от социализации среди подобных бездельников… Как и этот мой комментарий 😂
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Почему в iOS 12 в режиме CarPlay не появились Яндекс.Карты
Как включить LTE на iPhone
Почему на MacBook тормозит Photoshop
Как использовать iPhone в качестве шагомера?
Почему Mac не видит внешний диск с установленной операционной системой
Горячие клавиши iOS для беспроводной клавиатуры
Почему iOS занимает много места на iPhone
Фестиваль Apple Music Festival не открывается в iTunes