За более чем 8 лет своего существования TikTok смог сделать то, что остальные хостинги делали десятилетиями: полностью изменить подход к потреблению информации в сети, формированию трендов и дисциплине создания контента. Ну а то, как работает там система алгоритмов, — черная магия.
Да, многим это не нравится, многие эксперты так вообще бьют тревогу, мол, скроллинг коротких видео вызывает зависимость и ломает дофаминовые цепочки.
Но сегодня, если честно, речь пойдет вообще о другом. Дело в том, что TikTok, в общем-то, не совсем инновация, а скорее крайне удачный сплав идей других сервисов. Каких? Вот на них сегодня и взглянем.
Три года запредельного хайпа. Приложение которое научило получать удовольствие за 6 секунд

В 2012 году три энтузиаста — Дом Хофманн, Колин Кролл и Рус Юсупов — решили, что создать сервис, в котором можно будет выкладывать шестисекундные видео, — это хорошая идея. Приложение назвали Vine, и изначально его задача была в том, чтобы дать юзерам возможность делиться моментами из жизни через очень короткие видео.
Vine был крайне простым в использовании — минимум функций и настроек, только режим «живой» съемки да базовый интерфейс для элементарного монтажа с возможностью добавлять внешние звуки. В итоге концепт очень понравился тогдашнему руководству Twitter, и права на Vine купили за $30 млн. Изначально планировалось органично встроить функционал непосредственно в Twitter, но в какой-то момент планы сменились на выпуск отдельного приложения.

Vine вышел в 2013 году и за пару месяцев стал настоящим хитом. Казалось бы, ну кому нужен сервис, где ролики идут всего 6 секунд? Оказалось, что буквально всем, и в первую очередь самим «вайнерам» — так стали называть контентмейкеров внутри платформы.
Ролики занимали мало места (в то время это было важно, да), воспроизводились зацикленно (отсюда огромное количество просмотров) и их было крайне легко делать.
А еще Vine не так душил юзеров настройками приватности и цензуры, что позволяло шутить на темы пожестче, чем на том же YouTube. В итоге платформа породила какое-то неадекватное количество мемов, а имя Паши Микуса, кажется, до самого конца будет ассоциироваться именно с Vine.
Только вот нюанс: у взрывного хайпа (в пике у Vine было аж 200 млн юзеров) есть одна неприятная черта: если его не удержать, то всё очень быстро полетит вниз. А всё дело в том, что к 2015 году у сервиса начали появляться конкуренты.
Например, один известный сервис, где раньше постили только фото, на волне популярности коротких видео тоже себе добавил такую функцию. Казалось бы, и ладно, но эта соцсеть была гораздо удобнее Vine по части функционала.

Вдобавок ко всему разработчики Vine за 3 года существования очень неохотно добавляли в него новые функции, а для блоггеров так и не смогли придумать вменяемую схему монетизации (в отличие от всё того же конкурента), что стало одной из главных причин, почему топовые контентмейкеры стали постепенно уходить с платформы. А вместе с ними ушли и пользователи.
В итоге приложение не выдержало конкуренции с Instagram (принадлежит Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ) и Snapchat и было закрыто в 2016 году.
Вдохновлен фильмом Начало и мог стать бэнгером

В том же 2012 году на свет также появился сервис, чье название было вдохновлено именем персонажа Леонардо ДиКаприо из фильма «Начало». Что иронично: специально или нет, но идея хостинга коротких видео Coub подрезана (не иначе как тем же способом, что и в фильме, ага) у Vine.
Однако свои отличия все же были: так, Coub, например, позволял загружать видео длительностью до 10 секунд, но при этом внутренней библиотеки звуков там не было, ролик приходилось монтировать отдельно и только потом загружать на сайт. А еще Coub поддерживал импорт видео с других источников, например с YouTube и Vimeo.
Изначальная миссия Coub, по мнению создателей (кстати, сервис придуман в РФ), была дать возможность пользователям создавать «живые фотографии», которые применялись бы в основном в коммерческих целях, например для продвижения товаров в интернет-магазинах. Только вот, естественно, площадка в первую очередь стала огромным источником мемов, смешных вырезок из фильмов и прочего развлекательного контента.

Но вот чего у Coub не было, так это своих звезд, интернет не помнит ни одного «коубера», но зато все с теплотой вспоминают, как кидали мемы оттуда друг другу в соцсетях. И вот тут кроется главная проблема — сервис делал огромную ставку на виральность контента на сторонних площадках.
«Коубы» любили и смотрели все, но не внутри сервиса, а где угодно за его пределами, благодаря тому, что видео из Coub было легко выкачивать и встраивать, например, в ленту «ВКонтакте», то есть контент-то продвигался, а вот сам сервис не очень.
Да и с точки зрения юзера не сказать, что Coub был хоть сколько-то удобным приложением. А те, кто пользовался, помнят, что в одно время там было просто зашкаливающее количество рекламы. А еще, кажется, совсем никто не заморачивался с продвижением сервиса за пределы России, что неизбежно привело к тому, что… люди просто мягко и безболезненно перестали им пользоваться.
Номинально Coub сейчас еще жив, но про его существование в эпоху доминации TikTok вспоминают крайне редко.
Проект мечты, который был обречен на провал

История печально известного сервиса Musical.ly началась со светлой идеи. Два давних друга Алекс Чжу и Луис Янг работали над социальной сетью Cicada — в ней пользователи могли бы преподавать и изучать разные предметы и науки с помощью коротких видеороликов длинной не более 5 минут. Однако после запуска Cicada столкнулась с проблемой — никто не хотел идти туда преподавать, следовательно, смотреть там было нечего и некому.
Тогда друзья взяли оставшиеся от инвестиций деньги и на них открыли стартап Musical.ly, суть которого была в том, чтобы дать юзерам загружать короткие ролики с танцами, липсинком (это когда вы рот под песню открываете, ага) и прочим творческим форматом а-ля сам себе режиссер.

В первый день существования приложение скачали 500 человек, и… Алекс Чжу сказал, что это круто, ведь важно не сколько скачают, а сколько останется и тем более вернется. И поначалу рост юзеров был не сказать что взрывным, но зато появились свои настоящие звезды. Особенно приложение было популярно у подростков с разбегом возраста от 13 до 15 лет.
Спустя некоторое время с момента запуска темпы роста поднялись за счет очень виральной рекламы, прихода звезд поп-музыки и американского телевидения. Некоторые буквально называли Musical.ly не иначе как MTV своего поколения. Не последнюю роль в росте юзербазы сервиса сыграло закрытие Vine. Успех сервиса спровоцировал внимание крупных компаний — по разным источникам, купить стартап хотели даже Disney.

Но всех опередила китайская компания ByteDance, которая целиком купила стартап за 1 миллиард долларов в 2017 году, пообещав сохранить независимость платформы. Только вот обещание было дано со скрещенными за спиной пальцами, ведь за год до покупки та же ByteDance запустила сервис коротких видео Douyin… известный за пределами китайского рынка как TikTok, который на тот момент в США и Европе проигрывал по популярности Musical.ly.
Результат был немного предсказуем: ByteDance некоторое время поиграла в хорошего начальника, а затем просто закрыла Musical.ly. А все 100 миллионов активных пользователей перенесли в TikTok, сделав его одним из самых популярных сервисов мира.
Долгий и нечестный путь к мировому успеху
Только что вы прочитали три истории, которые так или иначе — кирпичики в фундаменте сервиса, который навсегда изменил мир. Да, может быть, не совсем честным путем, особенно в случае с Musical.ly, но, как известно, историю пишут победители.
А еще второй известный факт напоследок — всё новое и особенно инновационное это иногда сильно забытое старое. Хорошо это или плохо — вопрос дискуссионный.
С этой мыслью вас и оставляю. Хорошего дня!
Войди и оставь комментарий
Или войди с помощью
Классно было наблюдать как эти сервисы только зарождались, теперь оч интересно что же их подвинет на следующем витке эволюции
Они уже умерли
Рекомендуем
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.