Войти

Или войди с помощью

Поиграл в Silent Hill f и теперь максимально в ужасе. Какой получилась первая новая часть хоррора за 13 лет затишья

Дмитрий Борисов avatar |
Поиграл в Silent Hill f и теперь максимально в ужасе. Какой получилась первая новая часть хоррора за 13 лет затишья

Откровенно говоря, скажи мне несколько лет назад, что Konami полноценно вернется к убитому ею же франчайзу Silent Hill, то я, наверное, рассмеялся бы говорящему этот нереалистичный бред фантазеру в лицо. Собственно, так я и делал, пока не случилась Silent Hill: Transmission 2022 — презентация с кучей анонсов по культовой серии ужастиков.

И вот уже в прошлом году мы все остались в восторге от ремейка Silent Hill 2, хотя в успех никто и не верил. А вот с Silent Hill f, первой по-настоящему НОВОЙ игрой за много лет, всё было… непонятно. Её анонсировали тише остальных, лишь обозначив, что за сценарий отвечает именитый японский автор визуальных новелл, а потом тишина на несколько лет. Я честно думал, что проект потихоньку отменили.

Однако нет, игра вышла, сорвала овации прессы и почему-то шквал критики как от фанатов, так и от простых игроков. Сегодня разберемся, что к чему.

КРАТКО

  • Кто осмелился сделать новую часть великой серии
    В этой игре сюжет и атмосфера важнее всего
    Потому что с игровым процессом есть нюансы
    Да и с техническим состоянием проблем достаточно
    Получилось ли возвращение великой серии то в итоге?

  • Кто осмелился сделать новую часть великой серии

    Разговор о Silent Hill f нельзя начинать без краткого экскурса в лица, что за нее отвечают, даром что причастность одного конкретного была чуть ли не главным продающим элементом среди людей, так сказать, знающих.

    За сценарий проекта отвечал известный в Японии (а также в довольно узких кругах у нас) писатель и иллюстратор по имени… А никто не знает до сих пор его имени, а сам он везде вот уже 20 с лишним лет представляется как Рюкиси07. Пиковой точкой его работ является серия визуальных романов «Когда плачут цикады», популярность которых в свое время привела к созданию нескольких аниме-адаптаций. В центре местной истории там была японская деревня Хинамидзава (образца 1983 года, стоит заметить), ставшая местом для серии загадочных убийств.

    Имя своё он прячет, но на публике так или иначе появляется.

    Работы Рюкиси07 отличает от всего прочего крайне тонкий баланс между откровенным психологическим триллером и глубокой повседневностью происходящего. Это отчасти будет заметно и в его новой работе. А еще считается, что новелла «Когда плачут аисты» предсказала пандемию Covid-19.

    А вот за создание именно ИГРЫ отвечала почти никому не знакомая Neobards Entertainment из Гонконга. Её в 2017 году основали выходцы из разных именитых студий, в том числе Capcom и Square Enix. За 8 лет существования у Neobards номинально не вышло ни одной игры.

    Resident Evil Re:Verse был очень странной попыткой превратить известный хоррор в сетевой шутер от третьего лица. Благо его давали бесплатно.

    Самая заметная их работа, кроме помощи с портированием игр серии Resident Evil… собственно, те самые две мультиплеерные части Resident Evil, которые шли в комплекте с восьмой частью и ремейком третьей. Обе никому не были нужны даже на релизе, и сейчас их сервера, кажется, уже закрыты.

    И уже на этом этапе я готов сказать, что Konami верна традициям — на роль разработчиков новой игры снова берут каких-то малоизвестных личностей с очень сомнительным списком достижений. Собственно, 13 лет назад было то же самое — за Silent Hill: Downpour отвечала некая чешская Vatra Games, которая выдала довольно сомнительный продукт с точки зрения геймплея и технического состояния и закрылась вскоре после релиза.

    На этом моменте я, пожалуй, закончу спойлерить дальнейшие выводы по игре и перейду, собственно, к разбору того, что наворотил этот крайне странный дуэт.

    ◦ Назад к содержанию ◬

    В этой игре сюжет и атмосфера важнее всего

    Начать разговор о Silent Hill f стоит с ее лучшего элемента — сюжета и атмосферы. Местная история разворачивается в глухой японской деревушке Эбисугаока времен периода Сёва (25 декабря 1926 года по 7 января 1989), на который приходятся, наверное, из важнейших событий современной Японии. А обозначенные размыто 1960-е как время действия как раз отражают переход общества от поколения войны к поколению манги — максимально полярные по взглядам люди с хрестоматийным конфликтом детей с родителями.

    Главная героиня у нас снова (как в третьей части) девочка-подросток по имени Хинако. И уже со старта можно заметить, что у нее, мягко говоря, не всё хорошо: отец проповедует токсичный патриархат (как, в принципе, и почти все взрослые и пожилые мужчины в деревне, судя по запискам, один вон беременную жену вообще до самоубийства довел и рад), мать — тряпка, которая верит в исключительную власть мужа и терпит побои, а также старшая сестра, которая хоть и заботилась, но поступила так, как делало большинство деревенской молодежи тех лет: нашла мужа и уехала подальше.

    wp-image-1338252wp-image-1338253

    А еще у Хинако откровенно проблемы с определением своей гендерной роли — она видит угнетаемую уродом отцом мать, сбежавшую с мужиком сестру (и тихо ненавидит обоих, судя по дневнику), девочки в школе в свое время ее обсмеяли сначала за любовь к куклам, а затем и за тягу в мальчишеские игры. Другими словами, местные вводные данные — настоящий рай для психологического хоррора.

    Однако игра не церемонится, и инфернальщина начинает происходить практически сразу после начала. Хинако в очередной раз оставляет дом, где орет пьяный отец, и бежит к друзьям, и вскоре после непринужденной беседы о будущем (в ходе которой пару раз проскакивает несколько откровенно некомфортных фраз и моментов в целом) деревню охватывает туман и, нет, не ржавчина, а красные наросты, которые наполовину цветы (символ красоты) и наполовину какая-то органическая биомасса (символ ужаса).

    Некоторые сцены откровенно бросают в холодный пот. Игра не стесняется своего возрастного рейтинга и отрабатывает его на максимум.

    Всю игру прослеживается почерк Рюкиси07 из его самой известной работы. Мало того что большая часть местного фонового нарратива так или иначе правильно исследует тему непростую жизнь японских женщин 60-х годов прошлого века с их социальными ограничениями и внутренними конфликтами, так еще и многие сцены поставлены с присущей Рюкиси07 непосредственностью. Вся жесть, которой тут много и иногда с ОЧЕНЬ СИЛЬНЫМ перебором (без спойлеров, во-первых, редакционная политика, о таком писать не стоит, а во-вторых, мой внутренний маньяк говорит, что вы должны видеть это сами), подается зачастую без какой-либо подводки: вот ребята общаются, а через секунду уже туман, монстры и ужас.

    Сразу стоит отметить – в игре 4 концовки и одна шуточная. А сюжет раскрывается целиком только после как минимум второго прохождения, где появляются не только новые боссы и усложненные враги но и новые кат-сцены. И это наверное один из лучших подходов к созданию реиграбельности в хоррорах.

    wp-image-1338256wp-image-1338257wp-image-1338258wp-image-1338259

    Напоследок про атмосферу — Эбисугаока выглядит просто… прекрасно. Здесь нет ржавчины и типичной картины формата «очередной заброшенный западный город», местное окружение пропитано японским фольклором, эстетикой восточной окраины, куда, кажется, так и не доберётся бурно растущий технический прогресс.

    Игра во многом ощущается в том числе как экскурсия в прошлое, настолько здесь скрупулёзно проработано окружение.

    ◦ Назад к содержанию ◬

    Потому что с игровым процессом есть нюансы

    И вот насколько всё хорошо с местной историей, настолько же всё… Крайне неоднозначно с игровым процессом. Стоит обозначить, что и раньше у игр серии не то чтобы был сильно крутой геймплей, но тут что-то совсем беда местами.

    С исследованием и загадками в принципе всё хорошо — местное окружение интересно изучать, сегменты с паззлами (снова практически всегда строго отделенными от боевых сцен, хотя, к сожалению, бывает и наоборот) неплохо снимают напряжение и нагружают мозг. Но как только дело доходит до боевой системы, к игре появляется ряд серьезных вопросов.

    Для начала сразу обозначу — гоните в шею всех этих экспертов, что называют Silent Hill f игрой из кластера «соулслайков», никакого отношения к ним она не имеет. Но, с другой стороны, факт налицо: большая часть игрового времени действительно отведена под сражения, и огнестрельного оружия тут просто нет.

    wp-image-1338283wp-image-1338284

    Только вот местные сражения крайне сильно выдергивают лично меня из атмосферы и погружения в нарратив по одной простой причине — Хинако внешне и сюжетно вообще не соответствует тому, как она себя ведет в боях. Дело в том, что местная боевка полностью завязана на уворотах, таймингах и, будь оно проклято, парировании.

    Героиня крайне ловко уходит от ударов (причем, конечно же, есть механика «идеального уклонения», когда вы уходите от урона за пару кадров до его получения и ловите замедление времени), умеет комбинировать атаки не только стальной трубой, но и вполне сложной в обращении нагинатой и вообще всем, что под руку повернется.

    wp-image-1338285wp-image-1338286

    А добивает этот лудонарративный диссонанс система суперударов и парирований. На нее отведена отдельная шкала разума, и я не очень понимаю, почему она так называется. Дело в том, что при нажатии на L2 героиня начинает будто бы присматриваться к движениям врагов, и если делать она это будет достаточно долго (нужный момент телеграфируется в интерфейсе), то нанесет особо мощный удар, но если враг вас ударит в этом состоянии — вы потеряете запас шкалы разума (неактуально для легкого режима сложности, на котором сами разработчики советуют играть ради якобы аутентичного опыта), восстанавливать который придется на местных чекпоинтах.

    Если честно, тут уже диссонанс случился у меня – я привык к тому что если в игре есть шкала разума и адекватности героя, то при ее снижении я ожидаю что мир вокруг моего персонажа начнет меняться или сам персонаж начнет вести себя по другому (как это было в Amnesia например) но нет, снизив менталку до нуля вы просто получите урон.

    Система сохранений в игре реализована с помощью молитв у святилищ, и помимо собственно сейва у них есть… казино-механика. Я не шучу. У героини есть такой параметр, как «вера», который здесь выступает в роли валюты. Получать ее можно, если делать подношения разных предметов (от гребешка для волос до бутылки лимонада и шоколадки) в святилище, а тратить на получение амулетов, которые дают пассивные навыки (например, увеличение выносливости), а они уже даются в случайном порядке за стартовую сумму в 300 веры с последующим повышением за каждую попытку.

    Справедливости ради позже можно будет за веру и просто улучшать атрибуты.

    И вот честно, в совокупности и на бумаге, может быть, всё, что я говорил выше, звучит не так уж и плохо, учитывая, сколько на рынке у нас экшен-хорроров, но всё разбивается в лепешку из-за главного — драться в игре невыносимо душно и скучно. На легком и условно среднем уровне сложности враги, как правило, не особо представляют угрозы, а паттерны их поведения либо запоминаются с первого раза, либо угадываются заранее.

    Не помогает этому празднику плохих решений и странные анимации. Если с врагами понятно, им свойственно быть дерганными, то с Хинако непонятно, почему при ударе по врагу она как будто зависает на добрые 2-3 секунды. И казалось бы, ладно, серия не про боевку всегда была и даже поощряет игрока за то, что он избегает сражения… Только Silent Hill f несколько раз будет насильно запирать на аренах с врагами, не давая выйти, пока не убьете всех. Спасибо большое.

    wp-image-1338288wp-image-1338287

    Кстати, никакого ресурс-менеджмента тут нет, если что. Оружие хоть и ломается, требуя починку, его найти не так трудно, благо оно разбросано по локациям в хорошем таком количестве. Главное — внимательно искать.

    В целом, конечно, видно, что Silent Hill f — это первый полноценный проект Neobards Entertainment. Следы непонимания, как должна работать боевая система и ее импакт (который, кстати, полностью отсутствует), видны отовсюду и очень сильно контрастируют с тем, что как раз таки по художественной части у игры никаких проблем, ровно как и с историей, которая откровенно вытягивает на себе игру.

    ◦ Назад к содержанию ◬

    Да и с техническим состоянием все не так радужно

    wp-image-1338289wp-image-1338290

    Незадолго до релиза в интернете завирусился технический анализ от знатного фантазера с канала ElAnalistaDeBits, где тот громогласно (и снова ошибочно, автора часто ловили на откровенном вранье о техническом состоянии игр) объявил, мол, игра работает в нативном разрешении 360р и апскейлом дотягивается до 1080р. Опровержение вышло практически сразу, но любителям орать, как на консолях всё плохо, это не помешало бегать со скриншотами из ролика по социальным сетям.

    На деле же картина несколько другая, и по цифрам у игры в принципе всё нормально — стабильные 60 FPS в режиме производительности при разрешении около 1080p на базовой PS5 и Xbox Series X. Если хотите графику получше, то в режиме качества разрешение рендеринга около 1440p и 30 кадров в секунду.

    На Pro-версии PS5 выбора режима нет, и игра работает в 1440p (с апскейлом до 4К средствами PSSR) и ровных 60 FPS. Если говорить о консолях, то меньше всего «мыла» именно на PS5 Pro.

    wp-image-1338291wp-image-1338292

    И вот, к сожалению, я играл именно на PS 5 Pro, где… есть проблемы с PSSR, такие же, как и у Silent Hill 2 Remake. Технология масштабирования крайне так себе справляется с обработкой изображения и создает кучу едва заметных артефактов, делая картинку «шумной» и зернистой.

    Глаз, конечно, рано или поздно привыкнет, но какого, спрашивается, черта это вообще произошло, непонятно. А еще мне откровенно неясно, откуда в игре 2025 года проблема несоответствия частоты кадров между кат-сценами и игровым процессом. Все ролики тут в 30 кадров, а игровой процесс-то работает в 60. И переход между кат-сценой и геймплеем тут виден невооруженным глазом. Благо на ПК уже вышел мод, который исправляет эту проблему.

    ◦ Назад к содержанию ◬

    Получилось ли возвращение великой серии то в итоге?

    И казалось бы — сказать, что игра не стоит внимания, да пойти дальше, дело с концом, но нет. Возвращение действительно удалось. Я получил огромное удовольствие и хочу еще прямо сейчас, молясь о том, чтобы Konami снова не словили навязчивое желание стрелять своим хитам в затылок.

    Внимательный читатель скажет: «Ты полтекста игру ругал за игровой процесс, вообще-то», а я отвечу, что у лучших частей серии геймплей тоже был не в приоритете, и играть в них больновато, если выносить за скобки сюжет с атмосферой.

    С последним у Silent Hill f все абсолютно прекрасно. Рюкиси07 написал глубокую, сложную, пропитанную идеями гендерной идентичности и здравого феминизма историю о проблемах японского общества во времена, когда оно воскрешалось после второй мировой войны. Местами, конечно, откровенно перегнул с жестокостью и натурализмом, но мой внутренний садист доволен. И все это снова под просто божественный саундтрек маэстро Акиры Ямаока.

    И не слушайте тех, кто кричит, что игра с Silent Hill не имеет никакого отношения, ведь тут даже города нет. У каждого свой ад и свой Silent Hill, и если он подан хорошо, то лично мне плевать, что это — квартира в городе Эшфилд, заброшка где-то в Германии или забытая богом деревня в Японии шестидесятых. Кто понял, тот понял.

    С этой мыслью вас и оставляю. Хорошего дня!

    ◦ Назад к содержанию ◬

    20
    18
    1
    Что-то пошло не так
    5
    undefined
    iPhones.ru
    Откровенно говоря, скажи мне несколько лет назад, что Konami полноценно вернется к убитому ею же франчайзу Silent Hill, то я, наверное, рассмеялся бы говорящему этот нереалистичный бред фантазеру в лицо. Собственно, так я и делал, пока не случилась Silent Hill: Transmission 2022 — презентация с кучей анонсов по культовой серии ужастиков. И вот уже в...

    Войди и оставь комментарий

    Или войди с помощью

    <- Назад Забыли пароль? Войти
    1. KommanderKrigs avatar
      KommanderKrigs 27 сентября в 11:03
      0

      Так чо,Хиленький Сайлент получился?

      scream13 avatar
      scream1327 сентября в 13:08
      0

      Тихий и хиленький )

      Войди на сайт, чтобы ответить
      Ответить
    2. smbros avatar
      smbros 27 сентября в 15:32
      0

      Тихий хиленький – получился!

      Войди на сайт, чтобы ответить
      Ответить
    3. Kaji avatar
      Kaji 28 сентября в 0:00
      0

      Так все-таки статья про 2 или F? Вычитать бы не мешает. А по сути – название-то говорящее. Press F to pay respect. 

      Войди на сайт, чтобы ответить
      Ответить
    4. Maksim Itagaki avatar
      Maksim Itagaki 28 сентября в 4:57
      0

      Умиляют критики, которые не способны создать ничего сложнее яичницы, но везде вставляющие свое важное экспертное мнение.

      Войди на сайт, чтобы ответить
      Ответить
    Помни о правилах — если начал оффтопить, то не удивляйся потом.

    Нашли орфографическую ошибку в новости?

    Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.