Войти

Или войди с помощью

Игра года, которая взялась из ниоткуда и прямо сейчас рвёт все топы. Обзор Clair Obscur: Expedition 33 для компьютера и всех консолей

Дмитрий Борисов avatar |
Игра года, которая взялась из ниоткуда и прямо сейчас рвёт все топы. Обзор Clair Obscur: Expedition 33 для компьютера и всех консолей

Игровая индустрия умеет удивлять. Трейлер на крупной выставке Microsoft, сильная промо-кампания в течении года, звезды кино и игр на озвучке и как результат – миллион проданных копий уже на второй день после релиза и всеобщая народная любовь.

Все это Clair Obscur: Expedition 33, дебютная игра молодой французской студии Sandfall Interactive. И сейчас я попытаюсь убедить каждого в нее поиграть.

Сюжет не отпускает до конца. Но говорить о нем крайне сложно

Гюстав и Маэль — главные герои этой истории. Кстати, говорят они голосами Чарли Кокса («Сорвиголова» от Netflix) и Дженнифер Инглиш (Шэдоухарт из Baldur’s Gate III).

Обычно сюжеты в JRPG раскачиваются медленно, уделяя внимание погружению игрока в лор, сеттинг и персонажей. Вспомните ту же серию Persona, где первые часов 10 — это большой пролог с кучей рутины и диалогов про знакомство героя со всеми.

История Clair Obscur: Expedition 33 буквально с первых минут берет игрока за горло и без прелюдий погружает в атмосферу тотальной безнадежности и фатализма, при этом практически ничего не объясняя в начале.

Город выглядит запредельно красиво. Ну и да, он вдохновлен Парижем.

Суть местного конфликта такова. 67 лет назад от актуальных игре событий произошел «Разлом», который отделил город Люмьер от остального мира. Вдобавок к этому на горизонте возник загадочный монолит, на котором каждый год некое существо, именуемое «Художницей», рисует цифру.

Все, чей возраст совпадает с этой цифрой, умирают. Жители Люмьера со временем превратили это событие в ритуал, назвали Гоммажем и каждый год собираются вместе, чтобы в одночасье лишиться родных, близких и любимых.

Собственно, с этого игра и начинается. Вступление Clair Obscur: Expedition 33 натурально доводит до слез, настолько сильно и красиво поставлена сцена, в которой люди рассыпаются в пепел и цветы.

Чтобы остановить вымирание, люди каждый год выдвигаются в экспедиции на континент, где живет Художница. И снова с нюансом — экспедиций было много, люди все еще умирают каждый год, а назад так никто и не вернулся. Наш герой Гюстав как раз входит в состав Экспедиции номер 33.

Голос одному из самых жутких персонажей игры подарил Энди Сёркис. Вы можете знать его по роли Голлума из Властелина Колец.

И на этом моменте про сюжет становится очень сложно что-либо рассказывать. Не потому что он плохой, а потому что его очень легко случайно заспойлерить и испортить впечатление от происходящего на экране.

А впечатляться есть чему — почти каждая кат-сцена мало того что очень круто поставлена, событийно почти всегда заставляет либо обронить челюсть… либо закурить у окна под скупую мужскую слезу. История переполнена фирменным французским трагизмом, у каждого персонажа есть своя личная драма и крест на душе.

Знакомьтесь, Эскье. Он тут отвечает за юмор (своеобразный), ускорение перемещения по миру (ему лень) и загадки (ради загадок, потому что общаться прямо этому нечто в маске откровенно скучно). Да, посмеяться и поумиляться тут тоже будет с чего.

Местная история о борьбе с неизбежным сначала пробирает до костей, затем задает игроку несколько крайне неудобных вопросов и развешивает огромное количество ружей. Скажу сразу — никаких клиффхенгеров с заделом на сиквел в конце.

Персонажи очень даже живые, химия между членами экспедиции чувствуется с первых минут.

Сюжет имеет логическую концовку и жирную точку, в процессе постановки которой сценарий ответит на все вопросы о природе местного мира и мотивации некоторых персонажей.

Но не сюжетом и сеттингом едиными силен проект. Игровой процесс тут не уступает сюжету.

Классика JRPG в новой обертке

Если говорить в общих чертах, то Clair Obscur: Expedition 33 — это классический представитель жанра JRPG (Japanese Role-Playing Game) во всех смыслах. Французы из Sandfall Interactive не скрывают: в качестве референса выступали лучшие части серий Shin Megami Tensei, классические Final Fantasy и, конечно, без Persona никуда.

Основа местной прогрессии — система пиктосов. Эти артефакты дают уникальные способности, которые с прокачкой можно использовать по умолчанию без экипировки. Порой пересобирать набор таких пиктосов придется на ходу, чтобы победить босса.

Только вот боевая система не имеет практически ничего общего с вышеназванными тайтлами, игра очень не зря обучающий бой показывает через 5 минут после того, как игроку передадут управление. Суть местной боевой системы заключается в таймингах и уникальных особенностях героев. С первым всё просто и больно: чем лучше прожимаете кнопки в QTE, тем сильнее удар.

Контрудары очень хорошо сносят полоску жизни врагу. Но чтобы его провести, нужно успешно парировать все удары противника, а их может быть много.

Только вот если бы всё ограничивалось QTE, половина интернета бы не полыхала в праведной ярости. Дело в том, что в пошаговой JRPG есть… полноценное парирование и уворот, как в экшен-играх. И нет, кнопку «авто-парирование» можете не искать, ее нет. За свою сложность боев и подход к прогрессии проект можно смело назвать «Dark Souls от мира JRPG».

В бою одновременно может участвовать только три персонажа. Если они погибнут, то можно будет вызвать «резервный отряд» из оставшихся.

Чтобы не умирать от каждого врага и тем более босса, придется внимательно следить за атакой, учить тайминги и понимать, когда лучше прыгнуть, когда увернуться, когда просто отбить атаку, а когда и усиленно отбить выпад противника.

Местная система лечения выполнена в минималистичном стиле. Купить эти зелья нельзя, они сами восстанавливаются на чекпоинтах, а увеличить количество можно только с помощью редких ресурсов.

Бои в Clair Obscur: Expedition 33 избавлены от многих старых болячек жанра в целом. Они не надоедают за счет разнообразия врагов и упора на парирования, не принуждают экономить очки маны, ведь ее в игре как таковой нет, и весь менеджмент выносливости вашего отряда за пределами боя сведен к минимуму.

У каждого персонажа есть уникальное дерево способностей и стиль использования. Не волнуйтесь, у каждого персонажа есть обучающий сегмент, где легко и доходчиво объяснят, что с ним делать.

Из дерева способностей одновременно можно взять с собой до шести скиллов. Кроме того, с набором уровней бойцы получают очки, которые можно вложить в силу, выносливость, ловкость, защиту, удачу — стандарт для жанра.

Самым простым и «классическим» окажется Гюстав — его основная фишка это накопление зарядов в механической руке для нанесения повышенного урона.

Его сестра Маэль уже интереснее, каждая ее способность меняет стойку персонажа, в которой Маэль будет либо наносить (и получать) больше урона, либо эффективнее парировать. И так с каждым персонажем, что будет присоединяться к вам в путешествии.

Сиэль мне показалась самым интересным юнитом. За счет комбинирования карточек способностей ее уже на раннем этапе можно разогнать в огромное количество урона. Правда, игра это знает и за высокий риск сильно наказывает.

А исследовать придется целый континент, структура которого будет знакома всем, кто хоть раз играл в Final Fantasy, например. У нас есть два вида местности:

✔ Глобальная карта континента, по которой герои перемещаются с видом сверху, можно в любом месте разбить лагерь для отдыха и прокачки персонажей, а также встретить торговцев и врагов.

✔ Локации-биомы, куда партия приходит по сюжетным (или благодаря любопытству игрока) необходимостям. Практически каждая такая локация — это коридор от точки А до точки Б с развилками, где можно найти либо ценные ресурсы, либо необязательных (и очень сильных) боссов, либо и то и другое. Однако помимо сюжетных есть и ряд необязательных мест с сайд-квестами и даже мини-играми.

Континент очень большой, локаций много, большая часть из них будет необязательными, но полезными для посещения.

Итого, если угорать по исследованию мира ради прокачки оружия и пиктосов, то игра отнимет у вас около 40 часов из жизни.

Эстетика французской трагедии в музыке и визуальном оформлении

Весь саундтрек официально выложен на канале Sandfall Interactive.

И все эти 40 часов ваши уши будет ласкать великолепный саундтрек. За саундтрек тут отвечает композитор Лориэн Тестар, а мужские партии в песнях исполняет Виктор Борба, вы можете его помнить по песне Bury The Light из расширенной версии Devil May Cry V.

А еще оттуда же (и из серии Nier) пришел и прием, когда музыка является полноценным нарративным инструментом и через текст песни пытается донести до игрока куски местной истории.

Кстати да, в игре есть много костюмов и в том числе купальники.

Своя музыкальная тема тут есть у всего: у каждой локации, у каждого героя и даже у той побочной миссии ради купальников она тоже есть. По стилю тут тоже все очень неплохо: от французского шансона до рока и классической музыки.

wp-image-1314086wp-image-1314087wp-image-1314088wp-image-1314089

Визуальный ряд не отстает в разнообразии. Каждая локация в игре выдержана в определенном стиле: от красных лесов до темных пещер с жуткими сценами. Но вот только при осмотре локаций… Да, к игре начинают появляться некоторые вопросы.

Без нюансов к сожалению не обошлось

Враги не стесняются накидывать по 5-9 ударов за ход с разным таймингом и задержкой.

Первая и самая очевидная претензия — отсутствие мини-карты при исследовании локаций. Претензия настолько же очевидная, насколько и глупая. Выше по тексту я упомянул Clair Obscur: Expedition 33, что это «Dark Souls от мира JRPG». Так вот, это касается не только боевки, но и исследования.

В ранних частях той же Souls тоже мини-карты что-то я не помню, а логичную структуру уровней как раз таки припоминаю, вот у Clair Obscur: Expedition 33. Ну и, строго говоря, ранние JRPG, на которые ссылаются французы, тоже как-то обходились без мини-карты.

Пункт «Автоматические QTE» в помощь тем, кто хочет меньше нажимать на кнопки.

Второй нюанс, который порвал половину интернета, — парирования и QTE. И здесь всё просто: QTE можно отключить в настройках доступности, а к парированиям… Ну привыкать надо к ним и понять, что нужно не столько смотреть на врага, сколько его слушать, ведь атаки зачастую телеграфируются именно звуком, что я тоже не сразу обнаружил.

Но вообще очень странно предъявлять что-то компьютерной игре за то, что она просит в себя играть.

В статике на скриншотах это видно не очень, но волосы у героинь тоже пострадали. Зернисто и рябит.

Правда, без объективных минусов не обошлось. И дело в технической части. Я играл на Xbox Series X (спасибо за релиз в Game Pass), и там всё выглядит местами откровенно мыльновато, видно, что бюджета на оптимизацию движка UE5 у разработчиков не хватало.

Если хотите картинку на консолях без шумов — отключайте всё в разделе «Постобработка».

С ПК и PS5 всё тоже не так радужно, как хотелось бы. На самой неигровой платформе игра ловит фризы и статтеры, а на PS5 даже в PRO-версии проблема с физикой волос, как и на Xbox. Еще что характерно для всех платформ — мыло от излишней пост-обработки изображения, которая по умолчанию включена в настройках графики.

Самый высокооцененный проект по версии Metacritic

Критики были просто в восторге.

Мешает ли всё вышеописанное наслаждаться игрой? Решительно нет. Как и успеху не помешал ни статус «студии-ноунейма», ни все еще нишевый жанр JRPG, ни релиз недалеко от долгожданного ремастера TES IV: Oblivion, и даже Game Pass не убил прибыли от проекта.

Ничего из этого не помешало выбиться игре в топ по одновременному числу игроков в Steam (а это более ста тысяч человек), ни продать один миллион копий за первые два дня, ни сорвать овации от критиков и игроков. На текущий момент Clair Obscur: Expedition 33 — это самая высокооцененная игроками RPG на сайте.

Для буквально первой игры студии, над которой работали от силы 30 человек + аутсорс, это гигантский успех.

И все это абсолютно заслуженно. Я следил за проектом с первого анонса и поначалу думала, что получится очередной пшик и кривая попытка европейцев сыграть на поле исконно японского жанра. Примеры подобного уже были, но о них мало кто помнит.

Как же я был рад ошибаться. От Clair Obscur: Expedition 33 безумно тяжело оторваться, ее сюжет не раз и не два удивляет до отвала челюсти, а боевая система вернула мне давно забытое чувство победы над сложным врагом, а таких тут предостаточно.

wp-image-1314099wp-image-1314097wp-image-1314098

Я искренне и настоятельно рекомендую Clair Obscur: Expedition 33 каждому, кто хоть немного считает себя фанатом компьютерных игр. Если бы мы на сайте ставили оценки, это была бы твердая 10 из 10. Моя личная игра года.

С этой мыслью вас и оставляю. Хорошего дня!

14
undefined
iPhones.ru
Игровая индустрия умеет удивлять. Трейлер на крупной выставке Microsoft, сильная промо-кампания в течении года, звезды кино и игр на озвучке и как результат – миллион проданных копий уже на второй день после релиза и всеобщая народная любовь. Все это Clair Obscur: Expedition 33, дебютная игра молодой французской студии Sandfall Interactive. И сейчас я попытаюсь убедить...

Войди и оставь комментарий

Или войди с помощью

<- Назад Забыли пароль? Войти
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер

Какие правила в комментариях
  1. acidborn60 avatar
    acidborn60 30 апреля в 19:59
    0

    Вот обычно на музыку в игре как-то пофиг, обычно даже отключаю. Но тут просто супер… 

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  2. В
    Виктор Гребенюк
    30 апреля в 23:07
    0

    Как обычно в заголовке ложь…
    Речь не о всех консолях, а только о стационарных…

    Wert avatar
    Wert3 мая в 21:41
    0

    Какая духота :)

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  3. ivexter42 avatar
    ivexter42 30 апреля в 23:20
    2

    Согласен со всем, кроме того, что боевка не надоедает. Часов через 5 уже не хочется ни с кем сражаться, желание пробежать мимо всех врагов достигает максимума

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  4. Андрей avatar
    Андрей 30 апреля в 23:36
    0

    Упомянуть «все консоли» и забыть про самую продаваемую из текущего поколения. Прикольно.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  5. В
    Виктор Гребенюк
    1 мая в 0:26
    0

    Например

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  6. AntonNikolaevich avatar
    AntonNikolaevich 1 мая в 5:43
    1

    Вы конечно молодцы что навалили красивых скринов с красивым миром. Вот только игра имеет пошаговую боевку. И не все смогут понять, что геймплей не происходит в открытом мире

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  7. Ivan Ivanov avatar
    Ivan Ivanov 1 мая в 6:12
    0

    жена играет, вроде пока не порвала топ. Но спасибо за предупреждение, скажу чтобы что-нибудь подешевле надела, что не жалко порвать.

    Taka Goto avatar
    Taka Goto1 мая в 18:31
    0

    :D топлес рвут же

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  8. vircci avatar
    vircci 1 мая в 7:03
    0

    Классный текст 

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  9. Д
    Дмитрий Кожанов
    1 мая в 8:52
    0

    Не знаю чем она так всем нравится, меня на час хватило. Японщиной отдает, не могу в такое играть.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
Помни о правилах — если начал оффтопить, то не удивляйся потом.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.