Игровая индустрия умеет удивлять. Трейлер на крупной выставке Microsoft, сильная промо-кампания в течении года, звезды кино и игр на озвучке и как результат – миллион проданных копий уже на второй день после релиза и всеобщая народная любовь.
Все это Clair Obscur: Expedition 33, дебютная игра молодой французской студии Sandfall Interactive. И сейчас я попытаюсь убедить каждого в нее поиграть.
Сюжет не отпускает до конца. Но говорить о нем крайне сложно
Гюстав и Маэль — главные герои этой истории. Кстати, говорят они голосами Чарли Кокса («Сорвиголова» от Netflix) и Дженнифер Инглиш (Шэдоухарт из Baldur’s Gate III).
Обычно сюжеты в JRPG раскачиваются медленно, уделяя внимание погружению игрока в лор, сеттинг и персонажей. Вспомните ту же серию Persona, где первые часов 10 — это большой пролог с кучей рутины и диалогов про знакомство героя со всеми.
История Clair Obscur: Expedition 33 буквально с первых минут берет игрока за горло и без прелюдий погружает в атмосферу тотальной безнадежности и фатализма, при этом практически ничего не объясняя в начале.
Город выглядит запредельно красиво. Ну и да, он вдохновлен Парижем.
Суть местного конфликта такова. 67 лет назад от актуальных игре событий произошел «Разлом», который отделил город Люмьер от остального мира. Вдобавок к этому на горизонте возник загадочный монолит, на котором каждый год некое существо, именуемое «Художницей», рисует цифру.
Все, чей возраст совпадает с этой цифрой, умирают. Жители Люмьера со временем превратили это событие в ритуал, назвали Гоммажем и каждый год собираются вместе, чтобы в одночасье лишиться родных, близких и любимых.
Собственно, с этого игра и начинается. Вступление Clair Obscur: Expedition 33 натурально доводит до слез, настолько сильно и красиво поставлена сцена, в которой люди рассыпаются в пепел и цветы.
Чтобы остановить вымирание, люди каждый год выдвигаются в экспедиции на континент, где живет Художница. И снова с нюансом — экспедиций было много, люди все еще умирают каждый год, а назад так никто и не вернулся. Наш герой Гюстав как раз входит в состав Экспедиции номер 33.
Голос одному из самых жутких персонажей игры подарил Энди Сёркис. Вы можете знать его по роли Голлума из Властелина Колец.
И на этом моменте про сюжет становится очень сложно что-либо рассказывать. Не потому что он плохой, а потому что его очень легко случайно заспойлерить и испортить впечатление от происходящего на экране.
А впечатляться есть чему — почти каждая кат-сцена мало того что очень круто поставлена, событийно почти всегда заставляет либо обронить челюсть… либо закурить у окна под скупую мужскую слезу. История переполнена фирменным французским трагизмом, у каждого персонажа есть своя личная драма и крест на душе.
Знакомьтесь, Эскье. Он тут отвечает за юмор (своеобразный), ускорение перемещения по миру (ему лень) и загадки (ради загадок, потому что общаться прямо этому нечто в маске откровенно скучно). Да, посмеяться и поумиляться тут тоже будет с чего.
Местная история о борьбе с неизбежным сначала пробирает до костей, затем задает игроку несколько крайне неудобных вопросов и развешивает огромное количество ружей. Скажу сразу — никаких клиффхенгеров с заделом на сиквел в конце.
Персонажи очень даже живые, химия между членами экспедиции чувствуется с первых минут.
Сюжет имеет логическую концовку и жирную точку, в процессе постановки которой сценарий ответит на все вопросы о природе местного мира и мотивации некоторых персонажей.
Но не сюжетом и сеттингом едиными силен проект. Игровой процесс тут не уступает сюжету.
Классика JRPG в новой обертке
Если говорить в общих чертах, то Clair Obscur: Expedition 33 — это классический представитель жанра JRPG (Japanese Role-Playing Game) во всех смыслах. Французы из Sandfall Interactive не скрывают: в качестве референса выступали лучшие части серий Shin Megami Tensei, классические Final Fantasy и, конечно, без Persona никуда.
Основа местной прогрессии — система пиктосов. Эти артефакты дают уникальные способности, которые с прокачкой можно использовать по умолчанию без экипировки. Порой пересобирать набор таких пиктосов придется на ходу, чтобы победить босса.
Только вот боевая система не имеет практически ничего общего с вышеназванными тайтлами, игра очень не зря обучающий бой показывает через 5 минут после того, как игроку передадут управление. Суть местной боевой системы заключается в таймингах и уникальных особенностях героев. С первым всё просто и больно: чем лучше прожимаете кнопки в QTE, тем сильнее удар.
Контрудары очень хорошо сносят полоску жизни врагу. Но чтобы его провести, нужно успешно парировать все удары противника, а их может быть много.
Только вот если бы всё ограничивалось QTE, половина интернета бы не полыхала в праведной ярости. Дело в том, что в пошаговой JRPG есть… полноценное парирование и уворот, как в экшен-играх. И нет, кнопку «авто-парирование» можете не искать, ее нет. За свою сложность боев и подход к прогрессии проект можно смело назвать «Dark Souls от мира JRPG».
В бою одновременно может участвовать только три персонажа. Если они погибнут, то можно будет вызвать «резервный отряд» из оставшихся.
Чтобы не умирать от каждого врага и тем более босса, придется внимательно следить за атакой, учить тайминги и понимать, когда лучше прыгнуть, когда увернуться, когда просто отбить атаку, а когда и усиленно отбить выпад противника.
Местная система лечения выполнена в минималистичном стиле. Купить эти зелья нельзя, они сами восстанавливаются на чекпоинтах, а увеличить количество можно только с помощью редких ресурсов.
Бои в Clair Obscur: Expedition 33 избавлены от многих старых болячек жанра в целом. Они не надоедают за счет разнообразия врагов и упора на парирования, не принуждают экономить очки маны, ведь ее в игре как таковой нет, и весь менеджмент выносливости вашего отряда за пределами боя сведен к минимуму.
У каждого персонажа есть уникальное дерево способностей и стиль использования. Не волнуйтесь, у каждого персонажа есть обучающий сегмент, где легко и доходчиво объяснят, что с ним делать.
Из дерева способностей одновременно можно взять с собой до шести скиллов. Кроме того, с набором уровней бойцы получают очки, которые можно вложить в силу, выносливость, ловкость, защиту, удачу — стандарт для жанра.
Самым простым и «классическим» окажется Гюстав — его основная фишка это накопление зарядов в механической руке для нанесения повышенного урона.
Его сестра Маэль уже интереснее, каждая ее способность меняет стойку персонажа, в которой Маэль будет либо наносить (и получать) больше урона, либо эффективнее парировать. И так с каждым персонажем, что будет присоединяться к вам в путешествии.
Сиэль мне показалась самым интересным юнитом. За счет комбинирования карточек способностей ее уже на раннем этапе можно разогнать в огромное количество урона. Правда, игра это знает и за высокий риск сильно наказывает.
А исследовать придется целый континент, структура которого будет знакома всем, кто хоть раз играл в Final Fantasy, например. У нас есть два вида местности:
✔ Глобальная карта континента, по которой герои перемещаются с видом сверху, можно в любом месте разбить лагерь для отдыха и прокачки персонажей, а также встретить торговцев и врагов.
✔ Локации-биомы, куда партия приходит по сюжетным (или благодаря любопытству игрока) необходимостям. Практически каждая такая локация — это коридор от точки А до точки Б с развилками, где можно найти либо ценные ресурсы, либо необязательных (и очень сильных) боссов, либо и то и другое. Однако помимо сюжетных есть и ряд необязательных мест с сайд-квестами и даже мини-играми.
Континент очень большой, локаций много, большая часть из них будет необязательными, но полезными для посещения.
Итого, если угорать по исследованию мира ради прокачки оружия и пиктосов, то игра отнимет у вас около 40 часов из жизни.
Эстетика французской трагедии в музыке и визуальном оформлении
Весь саундтрек официально выложен на канале Sandfall Interactive.
И все эти 40 часов ваши уши будет ласкать великолепный саундтрек. За саундтрек тут отвечает композитор Лориэн Тестар, а мужские партии в песнях исполняет Виктор Борба, вы можете его помнить по песне Bury The Light из расширенной версии Devil May Cry V.
А еще оттуда же (и из серии Nier) пришел и прием, когда музыка является полноценным нарративным инструментом и через текст песни пытается донести до игрока куски местной истории.
Кстати да, в игре есть много костюмов и в том числе купальники.
Своя музыкальная тема тут есть у всего: у каждой локации, у каждого героя и даже у той побочной миссии ради купальников она тоже есть. По стилю тут тоже все очень неплохо: от французского шансона до рока и классической музыки.




Визуальный ряд не отстает в разнообразии. Каждая локация в игре выдержана в определенном стиле: от красных лесов до темных пещер с жуткими сценами. Но вот только при осмотре локаций… Да, к игре начинают появляться некоторые вопросы.
Без нюансов к сожалению не обошлось
Враги не стесняются накидывать по 5-9 ударов за ход с разным таймингом и задержкой.
Первая и самая очевидная претензия — отсутствие мини-карты при исследовании локаций. Претензия настолько же очевидная, насколько и глупая. Выше по тексту я упомянул Clair Obscur: Expedition 33, что это «Dark Souls от мира JRPG». Так вот, это касается не только боевки, но и исследования.
В ранних частях той же Souls тоже мини-карты что-то я не помню, а логичную структуру уровней как раз таки припоминаю, вот у Clair Obscur: Expedition 33. Ну и, строго говоря, ранние JRPG, на которые ссылаются французы, тоже как-то обходились без мини-карты.
Пункт «Автоматические QTE» в помощь тем, кто хочет меньше нажимать на кнопки.
Второй нюанс, который порвал половину интернета, — парирования и QTE. И здесь всё просто: QTE можно отключить в настройках доступности, а к парированиям… Ну привыкать надо к ним и понять, что нужно не столько смотреть на врага, сколько его слушать, ведь атаки зачастую телеграфируются именно звуком, что я тоже не сразу обнаружил.
Но вообще очень странно предъявлять что-то компьютерной игре за то, что она просит в себя играть.
В статике на скриншотах это видно не очень, но волосы у героинь тоже пострадали. Зернисто и рябит.
Правда, без объективных минусов не обошлось. И дело в технической части. Я играл на Xbox Series X (спасибо за релиз в Game Pass), и там всё выглядит местами откровенно мыльновато, видно, что бюджета на оптимизацию движка UE5 у разработчиков не хватало.
Если хотите картинку на консолях без шумов — отключайте всё в разделе «Постобработка».
С ПК и PS5 всё тоже не так радужно, как хотелось бы. На самой неигровой платформе игра ловит фризы и статтеры, а на PS5 даже в PRO-версии проблема с физикой волос, как и на Xbox. Еще что характерно для всех платформ — мыло от излишней пост-обработки изображения, которая по умолчанию включена в настройках графики.
Самый высокооцененный проект по версии Metacritic
Критики были просто в восторге.
Мешает ли всё вышеописанное наслаждаться игрой? Решительно нет. Как и успеху не помешал ни статус «студии-ноунейма», ни все еще нишевый жанр JRPG, ни релиз недалеко от долгожданного ремастера TES IV: Oblivion, и даже Game Pass не убил прибыли от проекта.
Ничего из этого не помешало выбиться игре в топ по одновременному числу игроков в Steam (а это более ста тысяч человек), ни продать один миллион копий за первые два дня, ни сорвать овации от критиков и игроков. На текущий момент Clair Obscur: Expedition 33 — это самая высокооцененная игроками RPG на сайте.
Для буквально первой игры студии, над которой работали от силы 30 человек + аутсорс, это гигантский успех.
И все это абсолютно заслуженно. Я следил за проектом с первого анонса и поначалу думала, что получится очередной пшик и кривая попытка европейцев сыграть на поле исконно японского жанра. Примеры подобного уже были, но о них мало кто помнит.
Как же я был рад ошибаться. От Clair Obscur: Expedition 33 безумно тяжело оторваться, ее сюжет не раз и не два удивляет до отвала челюсти, а боевая система вернула мне давно забытое чувство победы над сложным врагом, а таких тут предостаточно.



Я искренне и настоятельно рекомендую Clair Obscur: Expedition 33 каждому, кто хоть немного считает себя фанатом компьютерных игр. Если бы мы на сайте ставили оценки, это была бы твердая 10 из 10. Моя личная игра года.
С этой мыслью вас и оставляю. Хорошего дня!

14 комментариев
Форум →