Сейчас, кажется, весь интернет либо радуется абсолютной доминации Clair Obscur: Expedition 33 на недавней The Game Awards, либо, наоборот, очень сильно недоволен тем, что 9 статуэток в разных номинациях, в том числе «инди-дебют», — это не самый справедливый результат.
А я лишь отмечу: бюджет у этого шедевра (победу которого мы, кстати, предсказали еще в обзоре) был всего 10 миллионов, что по меркам современной индустрии — копейки и смешные деньги.
Собственно, на этом фоне мне и захотелось вспомнить еще 5 игр, которые понравились всем, очаровали каждого и стоили в разработке подозрительно дешево.
Уютная и загадочная Firewatch
🛒 Стоимость разработки — около 2 миллионов долларов и 10 энтузиастов.

В 2025 году бывшие сотрудники Telltale Games выпустили безумно крутой и тоже не самый дорогой в производстве интерактивный фильм Dispatch. А до них в этом же году ребята, сбежавшие из Ubisoft, разорвали рынок самой главной игрой как минимум этого года, и по меркам нашего времени тоже за недорого.
К чему я веду? А к тому, что студия Campo Santo, ответственная за Firewatch, была в 2013 году основана людьми, что работали над первым сезоном The Walking Dead: The Game от все той же Telltale.



Firewatch — это короткая, но насыщенная история (длительностью около 5-6 часов), исследующая темы экзистенциализма, скрытых тайн и интриг. Действие игры происходит в Национальном лесу Шошони в штате Вайоминг в 1989 году. Мы берем на себя роль Генри, что служит наблюдателем на одной из лесных пожарных вышек.
Мужик оказывается буквально отрезан от цивилизации сотнями миль лесной территории и, кажется, очень рад одиночеству, которое изредка прерывает голос его начальницы по рации. По крайней мере, так кажется на первый взгляд.
Firewatch — это ода эскапизму и одиночеству, за которым стоит постепенно раскрываемая тяжелая драма, от которой в конце становится по-настоящему грустно. Здесь нет ни боевки, ни сложных загадок, ни эпичных кат-сцен, на последнее явно не хватило денег. Но при этом проект погружает с головой за счет гениально написанных диалогов и недосказанности, что периодически заставляет неприятно поежиться.
Сложная и крутая визуально Cuphead
🛒 Стоимость разработки — около 4 миллионов долларов, 7 лет, куча нервов и один перезаложенный в ипотеку дом

Честно говоря, при первом взгляде на Cuphead создается впечатление, что над игрой работала большая продакшен-команда за много денег и явно с привлечением тех, кто знает толк в анимации 30-х годов прошлого века.
Однако нет — проект начали разрабатывать буквально два человека (Чад и Джаред Молденхауэры) на свои личные деньги в 2010 году, затем они основали команду StudioMDHR Entertainment, силами которой и довели проект до релиза в 2017 году, что важно — без привлечения издателя. Это тру-инди-игра по всем параметрам.



Ну а что конкретно за игра, думаю, все и так знают — Cuphead это стильный и очень сложный run and gun платформер, чей визуал сильно вдохновлен работами студий Disney и Fleischer Studios времен золотого века американской анимации.
Лично Чад Молденхауэр также отмечал, что на визуальную и музыкальную часть проекта сильно повлияло творчество мультипликаторов Аба Айверкса, Грима Натвика и Уилларда Боуски.
Геймплейно же команда опиралась на классические представители жанра времен NES, SNES и игровых автоматов NEO-GEO. Многие отмечают, что игровой процесс Cuphead напоминает ничто другое, как микс лучших идей из ранних частей Contra и серию Metal Slug.
Практически бесконечная Terraria
🛒 Стоимость разработки — примерно 1 миллион долларов и много много любви

Проект, который стал билетом в мир геймдева для небольшой компании Re-Logic, что была основана Эндрю Спинксом и Финном Брайсом. Да, за этот огромный проект изначально отвечали всего 3 человека, которые очень любили игры эпохи SNES и уважали Minecraft.
Только вот, несмотря на похожий формат, Terraria даже на релизе едва ли можно было назвать клоном хита от Нотча.


В своей сути Terraria — это приключенческая песочница с сильными элементами RPG и метроидвании. Здесь не такой большой упор на выживание, но много времени придется потратить на сбор ресурсов, строительство своего поселения и сражения с боссами. Конечная цель у игры есть, но чтобы до нее дойти, нужно потратить очень много времени, и после победы над финальной хтонической сущностью игра не заканчивается.
Равно как не иссякает и энтузиазм разработчиков. Несмотря на неоднократные попытки поставить точку в истории развития Terraria, ее развитие и наполнение контентом продолжается и по сей день. Эндрю Спинкс не раз хотел отойти от проекта в сторону сиквела (анонсирован еще в 2013 и там же потихоньку забыт) и даже спин-оффа (анонсирован в 2015 и отменен в 2018), но мир Террарии не отпускает ни игроков, ни самих разработчиков.
Огромный, наполненный приключениями мир с прекрасной пиксельной графикой, на разработку которого было потрачено преступно мало денег.
Атмосферная Greedfall
🛒 Стоимость разработки — всего то 5 миллионов евро

Есть такая французская студия-разработчик под названием Spiders, что была основана несколькими новичками из разных небольших студий. По собственным заявлениям, цель команды — создавать классические RPG, похожие на «Готику» и «Neverwinter Nights».
Собственно, этим с 2008 года они и занимаются — выпускают довольно простые и зачастую крайне средние проекты категории Б. Но вот именно дилогию Greedfall очень сложно отнести к этому классу игр.



Во многом Greedfall очень сильно напоминает Star Wars Knights of the Old Republic и Dragon Age: Origins, но в сеттинге времен колонизации Америки с фентезийным уклоном. Местный мир страдает от чумы, а действие разворачивается на острове Тир-Фради, коренные жители которого, кажется, обладают иммунитетом. Собственно, играть нам придется за дворянина, которого направили на остров в поисках лекарства.
Центр местного игрового процесса — активная боевка в реальном времени и исследование мира (кстати, не открытого, а разделенного на большие локации, напоминает первую часть «Ведьмака») в большей степени и ролевой отыгрыш (есть параметры харизмы, красноречия и т. п.) не в меньшей.
И вот, глядя на местную картинку и мир, честно говоря, мало верится, что это игра за всего-то 5 миллионов евро.
Противоречивая и прекрасная Disco Elysium
🛒 Стоимость разработки — по словам разных источников это копейки от эстонского инвестора Маргуса Линнамяэ.

У Disco Elysium довольно курьезная и печальная история разработки. У истоков проекта стоит писатель Роберт Курвиц, который изначально писал не сценарий игры, а скорее рулбук для настольной ролевой игры.
В целом, даже когда некий эстонский инвестор дал денег на разработку игры, Курвиц и компания продолжили себя идентифицировать скорее как культурное движение, а не разработчики игр. Правда, бюрократия в итоге победила.



Собственно, что такое Disco Elysium все и так знают — это большой и проработанный тест на личные политические координаты и моральные взгляды, обернутый в ролевую игру с открытым миром и полным отсутствием какой-либо боевой механики. Буквально все конфликты здесь решают на словах.
Жаль только, что на словах не удалось решить главный конфликт, который разгорелся внутри студии разработки ZA/UM, которые начались после продажи ее активов другим инвесторам. Сиквел отменили, а основателей студии, включая Роберта Курвица, уволили.
Дорогая разработка это не всегда история про качество
Удивительно, но история не раз и не два показывала, что ограничения создают условия, в которых рождаются шедевры. Причем речь даже не только про деньги. Достаточно вспомнить ту же не самую мощную Nintendo DS, где разработчикам приходилось очень изворачиваться, чтобы получилось круто, и у них это получалось.
То же самое и с бюджетами. Помимо примеров выше, вот еще интересная история. Есть такая не очень известная в наших краях (и зря) серия японских RPG под названием Legend of Heroes. И вот у нее такая интересная история: компания-разработчик не самая богатая (несмотря что на рынке существует лет 40), ей не хватило ресурсов и на отличную графику, и на сюжет. Собственно, благодаря тому, что все доступные деньги ушли именно на сценарий, мы имеем на рынке сейчас одну из самых проработанных и больших вселенных с огромной историей.
Однако стоит отметить: не все умеют грамотно работать в условиях ограниченного бюджета. А еще не все нормально воспринимают эти самые «дешевые» игры, считая их чем-то совсем недостойным.
С этой мыслью вас и оставляю. Хорошего дня!






Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.