Думаю, многие хотели бы полетать на самолете в кабине пилота, и не просто сидя рядом, а на месте пилота, управляя штурвалом
Хорошая новость заключается в том, что это реально сделать. Почти каждый человек может получить права для управления самолетом.
В этом деле есть очень много нюансов, сейчас о них расскажу.
Кратко
Какую лицензию можно получить
Различают несколько категорий пилотов:
▪️ Пилот-любитель (Private Pilot License, PPL). Может совершать некоммерческие полеты на легкомоторных самолетах. Обучение длится 2-3 месяца.
▪️ Коммерческий пилот (Commercial Pilot License, CPL) может совершать платные перелеты, перевозить грузы. Обучение длится 2-3 года.
▪️ Линейный пилот (Airline Transport Pilot License, ATPL). Лицензия для гражданской авиации, дающая право на управление Boeing, Airbus и другими крупными пассажирскими самолетами. Обучение длится 5 лет.
В этой статье речь пойдет о разрешении на управление частным легкомоторным самолетом, потому что именно эту лицензию проще всего получить. Она также разрешает перевозить пассажиров без взимания платы.
Куда идти учиться
Получить свидетельство пилота-любителя в России можно, пройдя обучение в одной из летных школ. В России их насчитывается около 10 штук, большинство находятся в Подмосковье.
Точно списка не было. Официальный перечень не обновляется с 2018 года, а в неофициальных данные редко поддерживаются в актуальном виде.
Самый простой способ найти школу — это поиск Google или Яндекс. Второй способ — спросить совета в аэроклубе у себя в городе, если он, конечно, есть.
Независимо от того, в какую школу вы пойдете, от вас потребуется диплом о высшем или среднем профессиональном образовании (специальность/квалификация не имеют значения). Обучение на пилота в России рассматривается, как дополнительное образование, поэтому если вы только закончили 11 классов, то путь в авиацию для вас пока что закрыт.
ВЛЭК
Для прохождения обучения и получения свидетельства пилота надо пройти врачебно-летную экспертную комиссию (ВЛЭК) по 2-ому классу 3-ей графе.
Список ВЛЭК на сайте Росавиации
Для прохождения ВЛЭК потребуется:
▪️ Паспорт
▪️ Выписка из амбулаторной карты о наличии или отсутствии хронических заболеваний за 3-5 лет (выдается терапевтом из поликлиники по месту жительства)
▪️ Заключение психиатрического освидетельствования комиссией по месту жительства
▪️ Заключение наркологического освидетельствования по месту жительства
▪️ СНИЛС
▪️ Соответствовать медицинским требованиям
▪️ Военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (требуется не во всех ВЛЭК)
По поводу военного билета. Если у вас не категория А, то ВЛЭК попросит выписку из военкомата с указанием статьи и диагноза, из-за которых была присвоена другая категория.
Проблема заключается в том, что есть заболевания, по которым человек может быть не годным и к службе, и к полетам. А есть такие, которые запрещают служить, но не летать.
Поэтому для экономии времени советуют выбирать ВЛЭК, где не требуется военный билет.
Как проходит обучение
Получение лицензии пилота сравнимо с обучением на водительские права. Вам придется пройти теоретический курс и практику.
Теоретическая подготовка занимает от 140 до 224 академических часов, а летная 35-40 часов.
В летных школах изучаются воздушное право, авиационная безопасность, общие знания по воздушным судам, летные характеристики, планирование и загрузка самолета, возможности и ограничения человека, авиационная метеорология, навигация, эксплуатационные правила, основы полета, радиотелефония и аварийно-спасательная подготовка.
Если дополнительно сдать авиационный английский и получить в свое пилотское отметку ICAO 4 lvl, то можно летать на своем самолете за границу. Приземляться вам придется в международных аэропортах и там же проходить таможню.
Для получения свидетельства необходимо налетать минимум 35 часов. В процессе подготовки отрабатываются навыки взлета и посадки, в том числе и в гражданских аэропортах. Но в первые часы вы будете летать вокруг школы.
Свидетельство пилота-любитя
Как и в случае с автомобилем, не всем может быть достаточно минимального количества часов. Многие оплачивают дополнительные часы, чтобы подготовиться перед экзаменом.
Сам экзамен длится 5 часов, из которых 2 часа уходит на тестирование, 1 час на предполетную подготовку и 2 часа на полет.
Изучить теорию можно только очно. Как правило, обучение проходит в группе. Некоторые школы предоставляют индивидуальное обучение, которое стоит дороже. Дистанционного нигде нет.
Также нет никаких стандартов по часам подготовки. Поэтому у школ часто разные условия обучения.
После сдачи экзаменов ученик получает диплом о профессиональной переподготовке и весь набор документов, который необходим ему для получения свидетельства частного пилота.
Затем эти документы необходимо передать в Росавиацию для получения свидетельства пилота-любителя.
Сколько это стоит
Обучение на управление самолетом стоит дорого. В среднем оно обойдется в 1,1-1,3 млн рублей. Всё зависит от конкретной школы.
Индивидуальное обучение стоит ~1,7 млн рублей.
Если потребуются дополнительные часы полета, то они оплачиваются отдельно. В среднем 20 тысяч рублей за один час полета.
На прохождение ВЛЭК тоже стоит отложить порядка 10 тысяч рублей.
Кроме того, стоит учитывать проживание в другом городе на все время обучения, если вам потребуется переезд. Тут тоже все индивидуально, поэтому конкретные цены не привожу.
На каких самолетах можно летать
Cessna 172
Чаще всего обучение в российских школах проходит на американских самолетах Cessna 172 и его различных модификациях. Это самый массовый самолёт в истории авиации. На сегодняшний день их было выпущено более 44 тысяч штук.
В свидетельстве пилота будет стоять квалификационная отметка «самолет с одним двигателем, сухопутный». Летать за штурвалом вы сможете только на одномоторных самолетах. Управлять двухдвигательными аппаратами, гидросамолетами и вертолетами запрещено.
Помимо Cessna можно обратить внимание на итальянские самолеты Tecnam, канадские Zodiac и американские Piper и Cirrus. Есть самолеты на одного и двух человек, но также встречаются одномоторные модели на 6-8 мест.
Zodiac CH640
Цены на самолеты, как и на машины, зависят от многих факторов. К примеру, четырехместный Cessna 172N 1977 года продается на Авито за 9,9 млн рублей.
Самолеты стареют не так быстро, как автомобили, поэтому год выпуска далеко не самый важный фактор.
Некоторые покупают самолеты в складчину. В таком случае можно неплохо сэкономить. Например, если разделить покупку на 2-3 человек, то одна доля выйдет в 2-3 млн рублей. Цены очень примерные.
Также самолет можно взять в аренду. Но тут все уже намного сложнее. Такие услуги мало кто оказывает, искать придется самому либо договариваться через знакомых.
Права на самолет выдаются на всю жизнь
В целом, обучение на права для управления самолетом, не самое сложное занятие. Конечно, придется изучить много новых терминов. Но все сделано таким образом, чтобы любой человек смог их получить.
Главная проблема заключается в том, что вся любительская авиасфера в России до сих пор находится на очень слабом уровне. Летных школ немного, а те что есть, далеко не всегда выкладывают информацию о работе в сети. Та же самая проблема и с авиапарком.
Зато права не имеют срока действия. Правда, вам придется продлевать ВЛЭК раз в 2-5 лет (зависит от возраста) и справку о проверке навыков (она действует 2 года). Без этих документов пилотское считается недействительным.
Но всё это мелочи по сравнению с возможностями, которые открывает свой личный самолет. Ваши путешествия точно не будут прежними, а дорога до места назначения, вероятно, будет интереснее, чем само место.
24 комментариев
Форум →Во Франции хорошо развиты маленькие аэродромы.
@yasniochi-agency, В России бесплатно можно получить профессию пилота дрона,да еще и платить тебе будут 200 тыщ,но есть нюанс
Как раз на Озоне начали продавать самолеты. Пойду выбирать. Шучу :) С такими цена, только жиробасы летать могут, ну или мечтающие всю жизнь об этом и скопившие для этой цели деньги.
Очень интересная тема. У нас это слаборазвито, но самолет дарит гигантскую свободу передвижения. Да и сам полет, из кабины – это вам не окошко в лайнере за облаками. Земля сверху очень очень красивая. Весьма знатно вдохновляет.
Но есть нюанс.
Емнип, у нас 90% малой авиации летает без каких-либо лицензий. Плюс любой вылет надо согласовывать сильно заранее. Не за час-два, а за неделю что ли.
@Kaji, разрешение на полеты в зонах А и С. Для зоны G, которая большая часть территории, нужно уведомление подать за день.
Управлять какой-нибудь Цессной намного проще, чем водить авиомобиль в городе, зачем такие требования – наличие диплома, ВЛЭК? На западе свидетельство пилота можно получить в 16 лет, а водительские права только в 18.
Очень любопытно про то куда можно полететь? Где есть аэродромы?
Сколько км можно пролететь? Как заправляться? Сколько стоит хранение самолета на аэродроме?
Развейте тему, прикольно 🤜🏻🤛🏻
@ДыЧ, по-разному. Садиться можно хоть в поле, но на свой страх и риск. Заправляются либо обычным бензином, либо авиационным, но Цессна летает на обычном чаще всего.
Можно почитать записи за несколько лет назад у этого автора: https://vulkan-avia.livejournal.com
Он там описывал, как получил права, купил самолет и летал по России.
Очень интересно, и не сильно дорого если подумать.
Я в Microsoft Flight Simulator на цессне все обучение прошел😉
Ну и зачем это здесь? 99,9% посетителей сайта НИКОГДА не станут пилотами. Стоимость всего этого недоступна массам.
@Konstantin, дополнительная мотивация из этой массы выбраться
Ну если нет амбиций или даже просто мечты выбраться из бедноты..тогда да, вам это не нужно.
@Konstantin, ну вот для 0,01 процента это вполне круто. И вообще никогда не говори никогда!
@Konstantin, как минимум, это интересно, в отличие от многих других статей.
Это теперь такие статьи потому, что самокаты без номеров запретили? Типа не расстраивайтесь что не сможете на самокате, зато можете права на самолёт получить?
Давайте сразу расскажите как космонавтом стать, что для этого нужно и сколько стоит.
Как стать космонавтом (совет от пирисильд): найти себе Учителя старенького в молодости и грамотно сосать. Ну а про сколько стоит – Садальский рассказал. 👹
Очень интересно, пишите ещё. Даже если и не по карману, знать для общего развития и понимания надо.
напишите сколько стоит содержать самолёт, сколько стоит его обслуживание, хранение и приписка к аэропорту.
Сложив всё это, цена самого самолёта будет действительно ничтожной
@fimoz, нет на самом деле..на ютуб есть популяризаторы малой авиации..канал kudri fm рассказал в своих роликах про российскую реальность..начиная от прав и заканчивая хранением и сервисом. Есть хорошие каналы про авиацию, на одном дыхании смотрится😉
@fimoz, именно так! + Вам и доброго вечера! 😊
Мало того, ещё и диспетчер в доле всегда. 😂
Whoosh самолет с поминутной арендой…)))
«Так эти двое на занятии, вместо того чтоб иммельман отрабатывать, пошли, суки, на запад на предельно малой. И не отвечают по радио. Их потом вытаскивают и спрашивают — вы чего, орлы? На что рассчитывали, а? Молчат. Один, правда, ответил потом. Хотел, говорит, ощутить, говорит. Хоть на минуту…»
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Как включить звуковой сигнал при включении и отключении iPhone
Как в iOS добавить ярлык любого сайта на рабочий стол
Можно ли избежать проблем при ремонте Touch ID?
Как в macOS изменить настройки сглаживания шрифтов
Как на iPhone конвертировать изображения в разные форматы. Например, HEIC в JPG
Какая служба в iPhone постоянно использует геолокацию?
Почему в macOS Monterey происходит утечка оперативной памяти
Выключаем синхронизацию истории звонков между айфонами