Войти

Или войди с помощью

Почему мы стали культурными импотентами

Иван Петров avatar |
Почему мы стали культурными импотентами

На днях мне попалось любопытное интервью с известным композитором, музыкантом и философом Владимиром Мартыновым. Он известен как автор музыки к таким картинам, как: «Русский бунт», «Холодное лето пятьдесят третьего», «Остров», «На задней парте», «Дом, который построил Джек» и другие.

MartinovIn1

Будучи композитором-академистом, Мартынов осознает, что в век развития технологий, во времена, когда у каждого есть подключенный к интернету смартфон или ноутбук, в мире, которым правит интернет и научно-технический прогресс, посвящать себя единственной профессии категорически нельзя.

Старый мир рушится на глазах. От профессий, которые казались незыблемыми и стабильными в 1970–1980-е годы, остались лишь рожки, да ножки. Музыка перестала быть приоритетной лично для меня. Меня больше интересует происходящее с человеком.

В мире технологий все гуманитарное «воспринимается исключительно как импотентское». В связи с нахлынувшей цифровой революцией человек, по сути, стал глупее. Мы перестали попросту напрягать мозги, ведь это стало основной задачей ученых.

Сейчас не может быть Моцарта, Ньютона, Эйнштейна. Кончилось время ученых, наступила эпоха технологов — того же Стива Джобса.

И самое грустное в том, что некогда престижная профессия музыканта, человека, которому дан определенный талант, превратилась в банальную сферу обслуживающего персонала. Музыка стала развлечением. А заработать на ней могут исключительно единицы. В частности, композиторы, которые пишут саундтреки для рекламы.

MartinovIn2

Мартынов неоднократно проводил анализ состояния современной культуры в собственной книге «Конец времени композиторов», где подчеркивал, что забвение началось еще со времен появления печатного текста. А финальным аккордом этого траурного развития культуры стал микрофон и распространение звукозаписи.

Сейчас наступил конец авторства в целом. Еще 50 лет назад основой был текст. В 70-е — им стал контекст. А сейчас «на коне» тот, кто научился совмещать текст других с собственным контекстом. Это как с диджеями: у них нет собственного материала. Они работают с чужими пластинками, комбинируя их, и, тем самым, создавая что-то новое.

MartinovIn3

Мир переполнен технологиями. И с точки зрения развития — это хорошо. Вот только самому человеку не хватает ни мозгов, ни времени, ни понимания происходящего. Музыкой, да и культурой в целом, мы стали заниматься эпизодически. Но при этом хотим одновременно быть всюду и везде, подчеркивая свое понимание и владение ситуацией.

От автора

MartinovIn4

Интервью, которое заставило немного задуматься. Я и сам являюсь бывшим выпускником консерватории, диплом которой пылится на дальних полках шкафа. Сфера академической музыки и высокой культуры — удел самоотверженных людей, смотрящих на мир сквозь призму творчества.

Мне приходится на него смотреть сквозь призму жизни. И ту профессию, которую я изначально видел, как свою жизненную цель, в результате стал воспринимать как нищенскую и невостребованную. Профессию, в которой каждый работник превратился в обслугу. Профессию, в которой требуется полное самопожертвование без гарантий на успех и финансовую обеспеченность.

Вот только в мире технологий, в мире роскоши, в мире, в котором с прилавков магазинов тебя пожирает ассортимент смартфонов, планшетов, телевизоров и всевозможных «умных устройств», думать о скрипичном ключе, нотах и гармонии практически нереально. Этим может заниматься человек старшего возраста, который к своей идеологии стремился всю сознательную жизнь и такое искушение научно-технического прогресса испытал лишь в преклонном возрасте. Остальные — вряд ли.




[socialpoll id=”2394386″]

62
undefined
iPhones.ru
И вроде бы казалось все как прежде.

Войди и оставь комментарий

Или войди с помощью

<- Назад Забыли пароль? Войти
  1. slalompics avatar
    slalompics 17 октябрь 2016
    5

    Часто слышу такие мнения, но не согласен с ними в принципе. Мы всегда смотрим на изменения слишком мелко, в контексте нашего времени, а на самом деле все так же, как и было всегда. Бах и Моцарт существовали не потому что у них были другие времена, а просто потому что они были. И будут всегда, потому что бахам, моцартам и эйнтштейнам времена и нравы не должны быть помехой. Если все же стали помехой, значит это были не бахи, не моцарты и не эйнштейны, иначе пробились бы все равно. Наоборот, я считаю что именно сейчас у них будут больше возможностей пробиться наверх, проявить себя.

    Дмитрий Бардаш avatar
    Дмитрий Бардаш17 октябрь 2016
    0

    @slalompics, а как проявлять, если не слышат? Да, вышеназванных гениев тоже не слышали в свое время, но тут вопрос именно в технологическом прорыве, коего еще 100 лет назад не было и в помине.

    slalompics avatar
    slalompics17 октябрь 2016
    2

    @Дмитрий Бардаш, я имею в виду что всегда было не легко. Бах и Моцарт существовали не потому, что им тогда было легче и времена были лучше. А если смотреть объективно, то как раз сейчас таким людям будет намного легче. А если речь именно об аудитории, то тут тоже не согласен – в мире живет 7 миллиардов человек с разными вкусами, аудитория найдется для всего. Что касается именно классической музыки – во всех больших европейских и мировых столицах на концертах классической музыки залы наполнены почти всегда.

    Артур Малосиев avatar
    Артур Малосиев17 октябрь 2016
    0

    @slalompics, как только появилась промышленность, человек от звуков природы (что передавала классическая музыка) погрузился в техноритм. Обратный путь возможен лишь после апокалипсиса.

    aostar avatar
    aostar17 октябрь 2016
    0

    @Артур Малосиев, вроде, классические музыкальные инструменты, сами по себе, очень технологичны. Без развитой промышленности и научного подхода ни один инструмент не создать.

    Артур Малосиев avatar
    Артур Малосиев17 октябрь 2016
    0

    @aostar, я говорю про звуки, а не технологии. Музыка – это то, что окружает человека.

    Дмитрий Бардаш avatar
    Дмитрий Бардаш17 октябрь 2016
    0

    @slalompics, да, но путь на эту европейскую сцену, простите, зачастую лежит исключительно через жопу. В прямом и переносном смыслах слова. Причем, одновременно:(

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  2. okli avatar
    okli 17 октябрь 2016
    0

    классическое нытье на тему “вот в наше время было, а сейчас – одни наркоманы и алкоголики…” музыка… а то раньше по кабакам ее не играли? только Моцарта с Бахом в консерваториях исполняли…

    и сегодня достаточно хороших Музыкантов. суть настоящего творчества – не оглядываться на потребителя, который, конечно же, меняется, потому что тогда это – продукт, а продукт – надо продавать, а делать то, что “прет”. само собой…

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  3. tty01 avatar
    tty01 17 октябрь 2016
    0

    Симфоблек можно отнести к классической музыке? )

    Дмитрий Бардаш avatar
    Дмитрий Бардаш17 октябрь 2016
    0

    @tty01, неоклассика все же, почему нет?:) Скелет то на фундаментальном строится:)

    nozhenko avatar
    nozhenko24 октябрь 2016
    0

    @Дмитрий Бардаш, один вопрос, а что было классикой во времена Моцарта и Баха?

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  4. Pavel Volobuev avatar
    Pavel Volobuev 17 октябрь 2016
    0

    Да всё норм, ща полно хорошей музыки, просто её сложнее найти среди прочей хрени ) Хотя для кого-то прочая хрень, это та самая хорошая музыка.
    Я дома пишу великолепное музло на гитаре, но почему-то нет признания, но я же не грущу, что культура загнулась.

    axinfernis avatar
    axinfernis17 октябрь 2016
    0

    @Pavel Volobuev,
    “Да всё норм, ща полно хорошей музыки, просто её сложнее найти среди прочей хрени )”
    Значит хрени все таки больше ?
    “Я дома пишу великолепное музло на гитаре, но почему-то нет признания”
    Скорей всего вас не признают по тому, что вы всетаки музло пишите, а не музыку.

    Garry Golden avatar
    Garry Golden17 октябрь 2016
    0

    @axinfernis, хрени больше в любой области. Тупо потому что людей теперь дофига, талантливые люди составляют меньшинство от общего количества.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  5. yurizx avatar
    yurizx 17 октябрь 2016
    0

    массовая культура, “попса” – она была, есть и будет.
    но всегда найдётся кто-то кому “этого мало”.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  6. oleum944 avatar
    oleum944 17 октябрь 2016
    7

    Лучше уж быть культурным импотентном чем импотентном некультурным. ;-)))

    Дмитрий Бардаш avatar
    Дмитрий Бардаш17 октябрь 2016
    1

    @oleum944, это пять!:)

    yurizx avatar
    yurizx17 октябрь 2016
    0

    @oleum944, вот не факт. у некультурного намного больше опций)

    Дмитрий Бардаш avatar
    Дмитрий Бардаш17 октябрь 2016
    0

    @yurizx, просто: у некультурного намного больше (точка).

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
Помни о правилах — если начал оффтопить, то не удивляйся потом.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.