На днях мне попалось любопытное интервью с известным композитором, музыкантом и философом Владимиром Мартыновым. Он известен как автор музыки к таким картинам, как: «Русский бунт», «Холодное лето пятьдесят третьего», «Остров», «На задней парте», «Дом, который построил Джек» и другие.

Будучи композитором-академистом, Мартынов осознает, что в век развития технологий, во времена, когда у каждого есть подключенный к интернету смартфон или ноутбук, в мире, которым правит интернет и научно-технический прогресс, посвящать себя единственной профессии категорически нельзя.
Старый мир рушится на глазах. От профессий, которые казались незыблемыми и стабильными в 1970–1980-е годы, остались лишь рожки, да ножки. Музыка перестала быть приоритетной лично для меня. Меня больше интересует происходящее с человеком.
В мире технологий все гуманитарное «воспринимается исключительно как импотентское». В связи с нахлынувшей цифровой революцией человек, по сути, стал глупее. Мы перестали попросту напрягать мозги, ведь это стало основной задачей ученых.
Сейчас не может быть Моцарта, Ньютона, Эйнштейна. Кончилось время ученых, наступила эпоха технологов — того же Стива Джобса.
И самое грустное в том, что некогда престижная профессия музыканта, человека, которому дан определенный талант, превратилась в банальную сферу обслуживающего персонала. Музыка стала развлечением. А заработать на ней могут исключительно единицы. В частности, композиторы, которые пишут саундтреки для рекламы.

Мартынов неоднократно проводил анализ состояния современной культуры в собственной книге «Конец времени композиторов», где подчеркивал, что забвение началось еще со времен появления печатного текста. А финальным аккордом этого траурного развития культуры стал микрофон и распространение звукозаписи.
Сейчас наступил конец авторства в целом. Еще 50 лет назад основой был текст. В 70-е — им стал контекст. А сейчас «на коне» тот, кто научился совмещать текст других с собственным контекстом. Это как с диджеями: у них нет собственного материала. Они работают с чужими пластинками, комбинируя их, и, тем самым, создавая что-то новое.

Мир переполнен технологиями. И с точки зрения развития — это хорошо. Вот только самому человеку не хватает ни мозгов, ни времени, ни понимания происходящего. Музыкой, да и культурой в целом, мы стали заниматься эпизодически. Но при этом хотим одновременно быть всюду и везде, подчеркивая свое понимание и владение ситуацией.
От автора

Интервью, которое заставило немного задуматься. Я и сам являюсь бывшим выпускником консерватории, диплом которой пылится на дальних полках шкафа. Сфера академической музыки и высокой культуры — удел самоотверженных людей, смотрящих на мир сквозь призму творчества.
Мне приходится на него смотреть сквозь призму жизни. И ту профессию, которую я изначально видел, как свою жизненную цель, в результате стал воспринимать как нищенскую и невостребованную. Профессию, в которой каждый работник превратился в обслугу. Профессию, в которой требуется полное самопожертвование без гарантий на успех и финансовую обеспеченность.
Вот только в мире технологий, в мире роскоши, в мире, в котором с прилавков магазинов тебя пожирает ассортимент смартфонов, планшетов, телевизоров и всевозможных «умных устройств», думать о скрипичном ключе, нотах и гармонии практически нереально. Этим может заниматься человек старшего возраста, который к своей идеологии стремился всю сознательную жизнь и такое искушение научно-технического прогресса испытал лишь в преклонном возрасте. Остальные — вряд ли.
[socialpoll id=”2394386″]

Часто слышу такие мнения, но не согласен с ними в принципе. Мы всегда смотрим на изменения слишком мелко, в контексте нашего времени, а на самом деле все так же, как и было всегда. Бах и Моцарт существовали не потому что у них были другие времена, а просто потому что они были. И будут всегда, потому что бахам, моцартам и эйнтштейнам времена и нравы не должны быть помехой. Если все же стали помехой, значит это были не бахи, не моцарты и не эйнштейны, иначе пробились бы все равно. Наоборот, я считаю что именно сейчас у них будут больше возможностей пробиться наверх, проявить себя.
@slalompics, а как проявлять, если не слышат? Да, вышеназванных гениев тоже не слышали в свое время, но тут вопрос именно в технологическом прорыве, коего еще 100 лет назад не было и в помине.
@Дмитрий Бардаш, я имею в виду что всегда было не легко. Бах и Моцарт существовали не потому, что им тогда было легче и времена были лучше. А если смотреть объективно, то как раз сейчас таким людям будет намного легче. А если речь именно об аудитории, то тут тоже не согласен – в мире живет 7 миллиардов человек с разными вкусами, аудитория найдется для всего. Что касается именно классической музыки – во всех больших европейских и мировых столицах на концертах классической музыки залы наполнены почти всегда.
@slalompics, как только появилась промышленность, человек от звуков природы (что передавала классическая музыка) погрузился в техноритм. Обратный путь возможен лишь после апокалипсиса.
@Артур Малосиев, вроде, классические музыкальные инструменты, сами по себе, очень технологичны. Без развитой промышленности и научного подхода ни один инструмент не создать.
@aostar, я говорю про звуки, а не технологии. Музыка – это то, что окружает человека.
@slalompics, да, но путь на эту европейскую сцену, простите, зачастую лежит исключительно через жопу. В прямом и переносном смыслах слова. Причем, одновременно:(