Я купил свой первый MacBook в жизни, ещё и топовый. Впечатления такие

Павел avatar | 78
FavoriteLoading В закладки
Я купил свой первый MacBook в жизни, ещё и топовый. Впечатления такие

С детства подсажен на винду, большинство моих друзей тоже. Купертиновской альтернативы в России и СНГ не было, маки у нас пачками никогда не скупали.

Прошёл через XP, семёрку и десятку. 15 лет логики одной ОС въедаются, менять её вместе с рутиной просто больно. Это iOS молодая, там каждый релиз как подарок. От десктопа хочется стабильности.

С тем, какой ноутбук мне нужен, определялся долго. Пока шло время, менялись приоритеты. А месяц назад всё сошлось в одной точке: и протестировал macOS, и хорошее место для покупки нашёл.

Рассказываю, почему взял себе MBP 2018 на 15 дюймов, что конкретно вызвало восторг, и о проблемах, с которыми придётся смириться надолго.

Три года выбирал первый ноутбук

За этой простотой скрывается сотня конфигураций

Рынок огромный, только у нас выходила куча обзоров от разных производителей.

Да у самой Apple широченная линейка. Вроде просто всё, Air или Pro, но нюансов полно. В прошке на 13 дюймов два порта или четыре? Какую брать диагональ: 12, 13, 15 или 16? А там ещё процессоры, оперативка, память…

Мой совет: сначала составьте список характеристик, а потом пробивайте модели.

Например, год назад игровой ASUS Zephyrus за 300 тысяч был пределом мечтаний. Теперь вижу его два очевидных минуса, которые никакие деньги не покроют:

    1. Чем больше нужно мощности, тем меньше держится заряд
    2. Чтобы охладить графику, нужно крупное охлаждение и толстый корпус

GPU вызывает обе проблемы. Apple ими жадничает, потому что с какой-нибудь RTX 2060 ноутбуки бы не жили и двух часов.

ASUS Zephyrus для геймеров сделали максимально тонким, но из-за этого пришлось выгибать крышку для охлаждения

В итоге забил на игры и обвёл для себя 4 критичных пункта будущего мака:

  • Диагональ 15 дюймов
  • ОЗУ 16 ГБ или больше
  • Год не старше 2018-го
  • Цвет серый космос
  • Последнее это бзик чувака из глубинки: голый серый алюминий воспринимается дёшево, ничего не сделать. Будь во вселенной золотая «прошка», искал бы её.

    По наблюдениям в Авито и на Amazon, ценой такие требования складывались в 100-120 тыс. рублей. При курсе 63 рубля за доллар, правда.

    Выбрать ноутбук всё равно проще, чем магазин

    Прекрасно понимал, что с моими запросами даже двухлетний макбук придётся брать б/у или восстановленный.

    На сайтах с объявлениями меня откровенно игнорировали. Покупать по ним страшно, но не продавать ведь. После молчанки с, вроде бы, настоящим объявлением решил не играть с огнём и пошёл ковырять реселлеров.

    Решил брать через США, как это делал с AirPods Pro и своим геймерским MSI Trident 3, но доллар был раньше меня. Курс пополз вверх, таможня на 200 баксов могла превратиться во все 400.

    И я бы рискнул заказать на Amazon, если бы не узнал про ребят из GeekX (не реклама). Они сами проверяют б/у устройства и продают их с гарантией.

    Иногда получается мегаудачный вариант, как у меня. Предыдущему владельцу заменили клавиатуру, а вместе с ней батарею и весь топкейс. От нового не отличить.

    Полные характеристики моей модели:

  • MacBook Pro 15 (2018)
  • i7-8750H 2.2 ГГц
  • 32 ОЗУ
  • 256 SSD
  • Серый космос
  • 125 000 рублей
  • Пользуюсь им почти месяц и доволен жутко. Еще во время теста MBP 2017 насчитал пять космических плюсов, которые перевесили любой ноутбук на Windows.

    1. Macbook Pro это апогей техно-эстетики

    Черты компьютера сделали идеальными. После релиза в 2016-м году новых прошек, я вообще не понял, зачем теперь нужна линейка Air.

    Pro меньше, выглядит элегантнее, он значительно мощнее. Даже апдейт эира на новый корпус нечего не поменял. Там экран хуже, процессоры слабые, а цена не отличается драматично от MBP 13. Но, каждому своё, конечно. Не все загружают Photoshop с десятками слоёв и Safari с сотней вкладок.

    В корпусе Pro сбалансировано всё: и невесомые грани с портами, и точный подгон деталей, и незаметное положение отверстий вентиляции.

    Чем дольше рассматриваю, тем сильнее в этих деталях заметна разница со всеми остальными производителями. Хочу добраться до Surface Laptop 3, но вторая по стоимости компания после Apple так и не собирается на наш рынок.

    Ещё добавлю про сборку дисплея. Не знаю, какие законы физики нарушили инженеры, но только в Apple делают стёкла с минимальной кромкой и её выступом. Абсолютно любой ноутбук на Windows будет иметь несуразные пластиковые бугры, которые дёшево выглядят.

    2. Сервисы Apple работают идеально

    Уже писал о том, насколько удобно использовать iCloud для бэкапа. Программа точечно пускает корни в систему: всё, что синхронизируется, легко отследить и в щелчок поменять в настройках.

    Плюсы прямые: Заметки всегда готовы к работе, Непрерывность с перебросом программ на iOS выручает, AirDrop бесшовный совершенно.

    3. Интерфейс MacOS лучший. Windows 10 будет догонять лет 10

    Мне macOS всегда казалась чужой. Даже на стареньком iMac 2012 ставил Windows, потому что не понимал логику системы. Адаптировался, только когда каждый день работал с MBP 2017 в офисе.

    Программисты Apple десятки лет полировали свою ОС, чтобы она работала на пользователя и растворялась в самом устройстве.

    Это заметно по отзывчивости анимаций, например. Начав двигать окно или переключаясь на Launchpad и передумав, сможете без отрыва пальцев вернуться. В Windows всё сделано «скриптами», а в macOS анимации адаптивная. Та самая любовь к мелочам.

    А ещё в macOS другая философия папок. В Windows у меня вечная мусорка с ними, а тут она проще, всё лежит на своём месте. И ОС поощряет использовать папки по назначению.

    Например, файлы и с сайтов, и с Telegram, и из других программ скачиваются в Загрузки. Нет такого, чтобы каждое приложение плодило свои папки.

    Поэтому Apple упёрто не делает сенсорные маки. В Купертино думают не только о заляпанных экранах, но и том, что ОС придётся вывернуть наизнанку. Иначе ей не будет также удобно пользоваться, как с трекпадом.

    4. MacBook надёжный и его починят бесплатно

    Любой ноутбук может быть проблемным, не только Mac.

    Пример. Недавно брат покупал Acer Swift 3. Из коробки на дисплее была полоса, пришлось менять.

    От брака не застрахован никто. Так что лучше проверьте программы ремонта от производителя, а не доверяйте громким комментариям. Тем более, у Apple есть удобная страница для этого.

    Та самая полоса на дисплее Swift 3

    Конечно, скажу про клавиатуру. Один раз попробовал и влюбился в «бабочку» с гигантскими клавишами. Это был первый раз, когда мысли не успевали за пальцами. Иногда хочу просто сесть и без остановки печатать всё, что придёт в голову. Настолько она приятная.

    Есть те, кто жалуются на ход, но тут дело привычки: тонкая клавиатура каждому была новой. И пока мне противно понимать, что через несколько лет придётся обновляться на актуальный макбук с «ножницами». У которых ход клавиш в два раза больше.

    5. MacBook не MacBook без этой полосы. Она идеальна

    В 2017-м Никита разнёс Touch Bar. В 2020-м считаю, сенсорная панель – это лучшее, что случалось с ноутами. Купил MacBook почти из-за неё одной.

    После месяца работы это был полный кайф. Не представляю, как можно вернуться назад.

    Полоска эффектно смотрится, а ещё от неё конкретная польза:

  • В Заметках гораздо быстрее форматирую текст
  • Полосы кисти в Photoshop работают полноценной палитрой
  • Системные кнопки яркости, громкости и снимка экрана тоже удобные
  • Это первые сценарии, которые пришли на ум. Но важно помнить, что даже в гайдлайне Apple просит разработчиков дублировать функционал, потому что не у всех полоса есть.

    Теперь, если вижу физические F-кнопки, не верю, что ноутбук должен стоить больше 100 тысяч. Глупый предрассудок, да, потому что хороших вариантов на Windows всегда много.

    Три проблемы, которые фрустрируют постоянно

    Дальше пойдут мелочи, у которых разные причины, но результат один. Хоть все и программные, впечатление портят сильно.

    1. Mac App Store разочаровал бесконечно. Только потому что магазин выглядит как мобильная версия не значит, что там можно найти хоть что-то. Айфон приучил меня пользоваться безопасной площадкой как единственным местом, где могу скачать что угодно.

    На Макбуке вообще ничего не получаю. Покупки не синхронизируется, хоть Apple и хочет это исправить, большинства программ нет, пользоваться им неудобно, выбор годноты совсем скромный.

    Понятно, что продажи айфонов на несколько порядков выше. Приходится мириться и пользоваться веб-версей какого-нибудь переводчика.

    К приложениям привык быстро, хочу их везде.

    2. Программы не закрываются при нажатии на крестик. Не понимаю абсолютно, почему оно так работает. У компании всегда был пунктик на завершение работы приложений в iOS. Мол, система умная, сама разберётся.

    Но батарея MacBook жутко чувствительная к тяжелым приложениям, которых запускаю много. Когда жму на крестик, чтобы Photoshop с десятью файлами закрылся, я хочу, чтобы он закрылся. Приходится использовать Command + Q.

    3. Dock то есть, то нет. Если его скрыть, вернуть назад можно мышкой. Так вот он может не срабатывать. Для тех, кто любит держать рабочее пространство чистым и Dock прятать, это постоянная боль.

    Но в итоге не жалею ни копейки

    Не сказал об очевидных вещах вроде сочного экрана, кристальных динамиков и хорошего микрофона. Не упомянул и о дрянной веб-камере, которую уже не культурно вставлять в версию на 16 дюймов. Вы это и так знаете.

    Наблюдения получились чисто субъективными. Добавить могу, что пока я на волне эйфории. Каждый раз, когда беру в руки ноут, не могу поверить в его реальность.

    MacBook 15 идеально собран, в нём утопическая клавиатура, пусть все её ненавидят, и это самый красивый ноутбук на рынке.

    Во многом именно из-за того, как он ощущается, решился переплатить. Ведь спокойно мог взять почти такой же мощный Acer Swift 3 в два с половиной раза дешевле.

    Но постоянно трогая пластиковый корпус, касаясь несуразно расположенного сканера пальца, используя «неприлизанную» Windows, мне было бы жалко тех денег.

    А сейчас я в тишине дописываю статью на мягко клацающей «бабочке» и получаю технологический экстаз от каждого рубля, переведённого мной на счёт GeekX.ru.

    1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (89 голосов, общий рейтинг: 4.37 из 5)
    undefined
    iPhones.ru
    И выкопал три неприятных проблемы macOS.
    Прокомментировать

    🙈 Комментарии 78

    1. @lexandr avatar
      @lexandr28 марта 2020
      19

      Топовый Macbook на 256Гб ?
      Еще и 15ка в 2020 году…

      Это потому, что переводчик не скачался?
      Перевод “TOP – максимальный, верхний, первый”
      Зачем вы все время это слово пихаете куда попало?

      Kiri11 avatar
      Kiri1128 марта 2020
      11

      Топовый это 16″ и точка. Сейчас 15″ покупать смысла нет. Хуже всё: охлаждение, экран, батарея, клавиатура, производительность…

      Павел Телешевский avatar
      5

      @Kiri11, 16 крупнее, тяжелее, там маджик клавиатура, на которую больно переходить после бабочки, а ещё он стоит на 90к больше. Последним доводом в пользу пятнашки было то, что на самом деле экран в ней 15,4. Ради 0,6″ переплачивать конские деньги посчитал глупостью.

      Kiri11 avatar
      Kiri1128 марта 2020
      12

      Хорошая попытка самоубеждения )

      tamtam avatar
      tamtam28 марта 2020
      0

      @Kiri11, ну для журналистов это может и достаточно, там же не бог весь какая работа с видео-фото. А вот Клава конечно, вопрос, у меня бабочка, но в магазине пробывал новую, как-то прям разницы не заметил, а вот надежность явно выше.

      Kiri11 avatar
      Kiri1128 марта 2020
      0

      У меня тоже бабочка, macbook 15″ 2019 года, куплен в августе. Уже залипали клавиши пару раз, но, к счастью, потом отлипли.

      Vladimir Khramtsov avatar
      Vladimir Khramtsov28 марта 2020
      3

      @Павел Телешевский, я перешел с бабочки 13 2017 на ножницы 16, пришлось перепревыкнуть, но это дело буквально двух дней, никакой боли я не ощутил. А по цене вы некорректно сравнили б/у 2018 и новый ростест, если бы хотели сэкономить на 16 то нашли бы способ

      Silmaril avatar
      Silmaril29 марта 2020
      0

      @Vladimir Khramtsov, ну привыкнуть можно ко всему. Тоже не вижу большой проблемы возврата на ножницы. Но все равно понимаю , что ничего лучше бабочки в плане удобства и ощущений при печати – не встречал. Жаль, что Apple так и не смогли побороть её сильную прихотливость при эксплуатации.

      Michael Stephenson avatar
      Michael Stephenson28 марта 2020
      0

      @@lexandr, культура, не не слышал.

      @lexandr avatar
      @lexandr28 марта 2020
      1

      @Michael Stephenson, какая культура, если заголовок ложь?

      Павел Телешевский avatar
      1

      @@lexandr, максимальные 32 ОЗУ пропустили) Не поверите, какой был кайф с ними готовить публикации для этой статьи.

      @lexandr avatar
      @lexandr28 марта 2020
      5

      @Павел Телешевский, это называется кастомный (собранный на заказ) макбук, а не топовый (максимальный). Вы же профильный ресурс. Как можно такие ляпы делать?

      Павел Телешевский avatar
      0

      @@lexandr, любой топовый мак будет кастомным. Больше ram, чем у меня, вы ни на одной пятнахе не найдёте.

      e-ch avatar
      e-ch28 марта 2020
      5

      @Павел Телешевский, и как же 32 ГБ ОЗУ вам помогают писать статьи? Разве что вау-фактор работает. Это напоминает хвастовство любителей собирать системники на 10-летних ксеонах с китайскими платами из говна и палок – производительность по современным меркам средняя, зато можно хвалиться кучей ядер и десятками гигабайт ОЗУ, с низкими частотами.

      v1z avatar
      v1z28 марта 2020
      11

      @Павел Телешевский, ну вы конечно зря макбук взяли для этого. Для написания статей мало 32 гб, надо было мак про брать с 64 гб – было бы в два раза больше кайфа

    2. Look i4k avatar
      Look i4k28 марта 2020
      5

      Поздравляю с покупкой?

    3. Ptiza000 avatar
      Ptiza00028 марта 2020
      5

      Никаких проблем с доком не испытывал ни разу за 10 лет пользования маком. Всегда всплывает, когда надо.
      А вот на винде бывает не появляется, когда какое-либо приложение держит окном каким-нибудь.

      potatoonair avatar
      potatoonair29 марта 2020
      0

      @Ptiza000, вот про док насторожило тоже. Может всё-таки не только парню по гарантии меняли топ кейс и прочее?

      yJIeTHblu avatar
      yJIeTHblu29 марта 2020
      0

      док, вроде бы, не появляется на рабочих столах с развернутыми приложениями.

    4. Matiss111 avatar
      Matiss11128 марта 2020
      2

      Сервисы Apple идеальные, ага уже два месяца не могу понять в чем проблема экосистемы между ipad и iphone, а на MAC, app store не видит обновления.

      Проблема кроется не сихронизации вкладок и истории между iOS и Mac OS.

      pofigist avatar
      pofigist28 марта 2020
      4

      @Matiss111, А в чем проблема, собственно, у Вас???

      Matiss111 avatar
      Matiss11129 марта 2020
      0

      @pofigist, есть четыре основных устройства. Между собой Safari не видит вкладок, которые иногда охота почитать на большом экране.

      Второе, это Mac App Store не видит обновления приложений. Плюс, не работает Handoff.

      potatoonair avatar
      potatoonair29 марта 2020
      0

      @Matiss111, всё работает, всё видит. Посмотрите настройки

      Matiss111 avatar
      Matiss11129 марта 2020
      1

      @potatoonair, ну у меня не работает это.
      Между двумя iPhone и iPad с Mac.

      Вам повезло, мне нет.

      Matiss111 avatar
      Matiss11129 марта 2020
      0

      @Silmaril, все проверял, одновременно везде всё сбросил. Ни одно решение не помогает.

      Единичный пример, это переустановка все системы и удаление всей истории в облако и т.д.

      Apple не может помочь, по причине до них не дозвониться ни как.

    5. joker2k2 avatar
      joker2k228 марта 2020
      7

      господе, думал статья о 16″/64/8тб
      а тут даже не топ из древних веков, с одноразовой клавой

      зы. да и ноут с rtx2080 круче, по любому ) особенно если с OLED. но в идеале конечно еще и топовый макбук про для души и работы )

      inciter avatar
      inciter28 марта 2020
      6

      @joker2k2, смысл в ноуте с rtx2080, если полноценно она в нем работает только при питании от сети? Ещё и от зарядного устройства размером с кирпич и массой в пару кило (а то и двух зарядных, лол). Не проще (и дешевле) ли собрать десктоп?

      Большой плюс макбуков как ноутов в том, что у них производительность абсолютно не зависит от того, подключено з/у или нет.

      joker2k2 avatar
      joker2k228 марта 2020
      1

      @inciter, смысл есть ) лег на диванчик после работы, поставил его на себя и лежишь гамаешь ) в поездочку взял с собой, и гамаешь ) а захотел к телеку подключил … кароч удобно очень, чем этот гроб с монитором.
      да мне не трудно полежать с проводком, у этого ноута совершенно другой сценарий использования. это мобильная игровая приставка. иль киношку в HDR смотреть.
      а для мобильности и работы – конечно же мак, написал же )

      iWolf avatar
      iWolf28 марта 2020
      13

      @joker2k2, потом сразу на животе приготовил омлет и сразу с шашлычком собственного тела навернул. Не жизнь, а сказка!

      v1z avatar
      v1z28 марта 2020
      5

      @joker2k2, и во что вы гамаете когда ноут на вас лежит? В экшены на трекпаде?

      ProHolmes avatar
      ProHolmes10 августа 2021
      0

      @v1z, беспроводная мышь, не?

    6. Nitos avatar
      Nitos28 марта 2020
      7

      Про Mac App Store странные заявления. Пишем в поиске что нужно и выдаёт всегда большой список. Вот например ищем тот же “Переводчик”. У меня выдало результатов 100. Там вам и Redict и Lingvo и Promt. Пользуйтесь.

    7. Volný_Bojovník avatar
      Volný_Bojovník28 марта 2020
      10

      Спасибо, посмеялся

    8. Dean Winchester avatar
      Dean Winchester28 марта 2020
      1

      Поздравляю с покупкой. Тоже думал о mcb 13 2017, но напрягала клавиатура и олеофобка которая оставляет следы от клавиатуры, и ещё писали о хрустах корпуса при нагреве. После долгих мучений выбор пал на Lenovo legion, полноценный процессор i5-7300HQ, карта Nvidia 1050, и докинул до 16ram , ssd 128 для системы , и 500гб HDD. После тестов на время работы с MacBook 13 2017 , время работы не сильно отличаются , если речь идет не просто о сёрфинге . Что было печально это отсутсвие на рынке mcb 13 2018-2019г , 95% объявлений это 17 года. Из минусов Lenovo: экран покрывает лишь 46% цветовой диапазон, отсутствие Thunderbolt, Вес 2кг, но я не дизайнер и брал зная о такие минусах, для программирования нормально и запас большой, писать код на коленях не удобно. Через годик полтора скорее всего задумаюсь купить mac.

    9. truetexno avatar
      truetexno28 марта 2020
      4

      Продажи стали, ясн

    10. sky_ikeys avatar
      sky_ikeys28 марта 2020
      12

      Искренне поздравляю Вас.
      По воле злой судьбы пришлось отказаться от iMac 27” 2017.
      Месяца два пытался снова привыкнуть к Windows-ПК. Аж глаз начал дёргаться.
      Сказать, что я за два месяца соскучился по iMac и Mac Os – это ничего не сказать.
      В результате купил iMac 27” 2019, сняв почти предпоследние штаны.
      Кайф, до слёз.
      Над яблочниками смеются, что они как наркоманы. Да, как наркоманы.
      Всем желаем когда-то прочувствовать, что такое запредельная дружелюбность техники.

      Особенный Кто-то avatar
      4

      @sky_ikeys, да где там дружелюбность то?Все через одно место сделано, все шиворот на выворот. У меня все Эпловое, но единственный дивайс который реально лучший в своем классе это айпад, планшеты на андроиде это либо стоит как крыло от боинга, либо какаято кривая косая дрянь, а тут бюджетно стоит и работает как часики.Айфон нормальная вещь хотя с кучей компромисов, но если в долгую то все можно простить за долгую службу.А вот макбук…Он просто красивый и приятный))но работать на нем это один сплошной компромис.Жалею ли я что когда то его купил?Нет не жалею, советую ли я кому то его купить?Нет не советую

      sky_ikeys avatar
      sky_ikeys28 марта 2020
      2

      Я сравнивал ПК и iMac вообще-то. Но огромная часть восторгов относится и к системе OS.
      Ну, я могу бесконечно навскидку приводить примеры. Может, когда-то сам напишу статью.
      Ну, например. Отредактируйте pdf файл на Windows. Или сделать pdf из файлов. Посоветуете с трекера скачать программу? Или купить редактор?
      Не, я понимаю, всё можно найти и настроить… Можно натренироватья левой ногой правое ухо чесать – понравится, ещё и оргазм начнёшь испытывать…

      А здесь я тапнул, в превьюшки добавил файлов и сохранил. Всё в 100000 раз проще.
      А как на Win-ПК выключить дисплей? Ну-ка? Сколько ссылок надо просмотреть, и какой там скрипт скачать, и как он будет глючить? А когда снова включить, сколько ждать надо? А яркость экрана как изменить? Почему сторонняя утилита на 300кб это умеет, а Майкрософт не научился?
      Такое впечатление, что программисты из Майкрософт никогда не запускали свои программы и не пользовались компами на Win, если даже элементарные действия там не предусмотрены.

      Здесь я сел и работаю, не скачиваю никакой хлам, не изучаю сотни лайфаков по каждому мелкому поводу.
      Не, не хочу даже доказывать, что белое – это белое.

      Это я не говорю о более тонких вещах и возмутительных позорнейших недостатках некоторых штатных программ, которые не исправляются годами!!!

      Vladimir Khramtsov avatar
      Vladimir Khramtsov28 марта 2020
      1

      @sky_ikeys, зачем так далеко ходить, попросите адепта Win перенастроить хоткей на переключение языка, сворачивание всех приложений, да любой почти)

      sky_ikeys avatar
      sky_ikeys28 марта 2020
      2

      @Vladimir Khramtsov, я сам просидел на винде начиная с Windows 3.1, так что не новичок во всех делах. И когда оказался снова на ПК с Виндой, то честно хотел возненавидеть iMac и снова полюбить винду. Потому что было жалко денег на новый iMac. Но не получилось. И жена, которой 200 тыс (с учётом памяти до 64 Гб) было ещё жальче, но видя, как я страдаю, первая предложила купить новый аймак. Подцепил всё с прошлой тайм-машины и снова настал рай. Глаз перестал дёргаться на второй день. Я могу много перечислять возмутительностей Винды, Вы меня не провоцируйте, а то я не остановлюсь. На Аймаке у меня Винда в Параллельсе. Только там ей и место. Запускаю Виндовс раза три в неделю, когда нужна специфическая программа.

      Silmaril avatar
      Silmaril29 марта 2020
      2

      @sky_ikeys, я тоже обожал винду. Был с ней на ты с win 95 до 10 (beta). До сих пор считаю Windows прекрасной системой особенно, если ты понимаешь что да как там устроено (я программист). Но после того как купил первый макбук в 2012 – постепенно перестал пользоваться виндой. И когда через пару лет переехал жить в другое место то так и не распаковывал свой стационарный ПК на винде после переезда. Сам на Windows уже не вернусь, но понимаю, что логика у систем разная и кому-то MacOS просто не подходит, а кому-то уже трудно (или не хочет) перестроиться

      ProHolmes avatar
      ProHolmes10 августа 2021
      0

      @sky_ikeys, мне кажется мак или винда больше зависит от задач, которые пользователь будет на нём делать. Мне вот как 3д шнику мак увы не в тему, хотя бы потому что карт от nvidia в маках больше нет. А многое заточено именно под ядра cuda. и блин, отсутствие цифрового блока клавиатуры даже на 16 дюймовом макбуке, это обидно. на нём много хоткеев висит. Вот настраиваемый тачбар в маках это отличное изобретение, да. Его винде не хватает.

      Dean Winchester avatar
      Dean Winchester28 марта 2020
      1

      @Особенный Кто-то, А чем вам MacOS не устраивает ? типичная *nix система , удобной консолью, заточенная под конкретные машины. Если вам серфить и просто пользоваться программами , то естественно винда в приоритете. Для тех кто монтирует видео и работает с дизайном тоже винда, так как упирается все в экран и железо, нормальные люди для этих целей собирают хорошую систему с большим 4к монитором. Для разработчиков под iOS, Android, веб разработчиков mac самый раз. В студии где я работал , дизайнерам было выделено отдельный системный блок и отличный монитор, а разрабы носили с собой свои ноутбуки. Тут у каждого свои требования к машине, не понимаю людей которые покупают mac потому что это красиво и модно, а ещё фоточки с ноутом не стыдно выкладывать. Винда порой тупит с тяжелыми программа как docker, vagrand , Java, и часто требуется нормальный линуксовая консоль , Linux требует к себе много внимания со стороны конфигурации, без напильника необходится, поэтому берут мак.

      e-ch avatar
      e-ch28 марта 2020
      4

      @Dean Winchester, “Для тех кто монтирует видео и работает с дизайном тоже винда” – Стив в гробу перевернулся.

      Fork Posix avatar
      Fork Posix29 марта 2020
      0

      @Dean Winchester, docker под венду? Такие ебнутые реально есть?

      Хотя, конечно, докер под мак примерно то же извращение. Все-таки разработку бекендов безгеморнее проводить на целевой платформе — линупсе.

      Dean Winchester avatar
      Dean Winchester29 марта 2020
      0

      @Fork Posix, я бы не называл ебну..ми , скорее жертвы начальства. Пока выручает WSL. Мигрировать на линь , это дорого с точки зрения времени.

    11. Alex Bolton avatar
      Alex Bolton28 марта 2020
      2

      Для меня цифровой блок клавиш куда важнее, чем любой тачбар (тем более, я пользуюсь спец. софтом, где основная часть работы завязана на этом блоке. Если интересно — нагуглите AVID Sibelius). Apple не предлагает ни одного ноутбука с цифровым блоком клавиш. Покупать отдельный не вариант, не удобно. Поэтому уже хотя бы из-за этого мимо. Пользуюсь iPhone (но и Android тоже), iPad Pro, AirPods Pro, Apple Watch. Но бук для меня инструмент, а не эмоции. Положительные эмоции я получаю, когда ощущаю эффективный инструмент.

    12. serusschip avatar
      serusschip28 марта 2020
      3

      Хомячек купил поднос за 200 тыс и радуется, что его нагрели))) Ничего, скоро придет осознание. А все эти “прорывные” инновации от яблока в ноутах прорывают в основном дно. Бесполезные или неудобные, за безумные деньги. Самые адекватные ноуты у них уже были и это не про новые линейки.

    13. Особенный Кто-то avatar
      3

      Макос шляпа, но макбук красивый)Вот в чем вся правда.у меня макбук но , винда конечно же лучше тут даже нет предмета для спора.

      nnm1 avatar
      nnm128 марта 2020
      2

      @Особенный Кто-то, ничего не мешает использовать обе системы. Все оч хорошо работает со всякими облаками и синхронизациями.

      banco avatar
      banco29 марта 2020
      1

      @nnm1, На работе Windows, дома Mac OS. И там и там есть свои плюсы и минусы. Нормально работаю и на win и на mac.

    14. Slalompics88 avatar
      Slalompics8828 марта 2020
      3

      Мне уже сложно сравнивать мак ос с виндоусом, потому что лет так 12 как работаю исключительно на маках, поэтому возможно в мире виндоуса за это время настал рай и процветание, не знаю, но я маками доволен. В данный момент работаю на связке аймак 27′ 2017ого года и 15′ прошка 2018ого года. Макбук про нравится всем, кроме клавиатуры, которая реально задолбала.

    15. zephyr avatar
      zephyr28 марта 2020
      3

      Купил и купил, что кричать то

    16. Faik Mustafaev avatar
      Faik Mustafaev28 марта 2020
      0

      “GPU вызывает обе проблемы. Apple ими жадничает, потому что с какой-нибудь RTX 2060 ноутбуки бы не жили и двух часов.”

      На самом деле нет, вы хоть представляете какой по размеру будет адаптер блока питания и вес для подпитки ртх2060 ? автономность не проблема учитывая nvdia optimus , если хотите лаптоп с мощной конфигурацией и долгой автономностью то стоило присмотреться к серии dell xps , ну например XPS 15 7590 (i7-9750H 16GB RAM 512GB) возможно он даже будет конкурировать по автономности с яблоком все таки (6 Cell 97WHr Battery) это серьезно :-))) удачи

    17. 1Egoist1 avatar
      1Egoist128 марта 2020
      1

      В каком именно месте он “топовый”?

      Eduard1881 avatar
      Eduard188129 марта 2020
      0

      @1Egoist1, в заголовке

    18. nnm1 avatar
      nnm128 марта 2020
      6

      Использую макбук и виндоус пк каждый день. Обе системы 4К с 16 памяти, i5-7 и ССД.
      Мак работает плавнее, дышится системе легче. Открытые 50-100 вкладок переваривает будь здоров.
      Винда же крайне ненадежная, постоянно что-то ломается, но это все из-за ее универсальности, огрехи популярности так сказать. Некоторые вещи действительно на винде делаются быстрее и проще. Скорость работы на виндоус у меня быстрее.

      Используя мак ОС, особенно с мышью, можно получить удовольствие от процесса, а в винде получаешь просто сухой результат. И будь готов, что в следующий раз компьютер может не включиться или быть немножечко другим из-за скрытого принудительного обновления системы.

      Для себя решил что идеальный вариант это использовать обе системы одновременно.

    19. Bubu52 avatar
      Bubu5228 марта 2020
      0

      “В 2017-м Никита разнёс Touch Bar. В 2020-м считаю, сенсорная панель – это лучшее, что случалось с ноутами. Купил MacBook почти из-за неё одной.”

      если п можно п совсем отключил – тамагочи там гонять надоело ))

    20. mrZ avatar
      mrZ29 марта 2020
      2

      “Mac App Store разочаровал бесконечно… На Макбуке вообще ничего не получаю. Покупки не синхронизируется” Так он же у вас первый, какие покупки вы хотите синхронизировать?!)))

    21. dionisx avatar
      dionisx29 марта 2020
      1

      Не берите это шлак!

      Перешёл с mbr 15 retina 2012 i7 2.7 16gb на mbr 16 2019 32gb

      Пользуюсь плотно браузером (вкладок 50-80) и бд(1gb) + pixelmator и мессенджера + другие программы. Разницы существенной не почувствовал в скорости. Экран чуть больше и звук приятный. Точбар=игрушка. В целом заплатил существенные деньги 240000р, а получил несущественные плюсы. Но теперь экран иногда выслетливает белый свет. Батарею держит так же как mbr 2012

    22. MacBond avatar
      MacBond29 марта 2020
      1

      Не слушайте язвительные выпады, не все могут разделить чье-то счастье. Поздравляю, добро пожаловать в клуб )

    23. grex avatar
      grex29 марта 2020
      1

      «1. Mac App Store…»
      Пример со словарем, конечно, неудачный. Удивляюсь, как вам вообще удалось такой скриншот сделать.

      «2. Программы не закрываются при нажатии на крестик»
      Это как раз норма и в «классической» Macintosh System и в Mac OS для, практически, всех программ, которые работают не «на себя» (как Калькулятор, например), а с файлами, будь то текстовый документ или изображение и т.д.
      Т.е. при нажатии на крестик закрывается документ, а не программа и, чтобы открыть другой документ, её не приходится перезапускать.
      Только сравнительно недавно некоторые программы стали закрываться при нажатии на крестик. Порассуждать, зачем это было сделано, конечно, можно, но не здесь.

      «3. Dock…»
      Я держу док на правой стороне экрана. Потому, что она почти всегда свободна. Кстати, расположение справа было по умолчанию и в его «родительской» системе — NeXTstep.
      Отключил эффекты увеличения иконок и скрытия дока — меня они только раздражают, пользы никакой.
      Размер иконок выставил чуть больше курсора, этого достаточно, чтобы не «прицеливаться».
      Окна документов или папок сворачиваются, если надо, в иконки программ или файндера, не загромождая пространство дока.
      В таком положении док не мешает разворачивать окна документов/браузера и пр. на всю высоту экрана. Что, по мне, гораздо приятнее, чем «растопыривать» их на всю ширину, чтобы видеть больше содержимого. Особенно, когда работаешь с текстом.

      А ещё с помощью маленькой утилиты cDock убрал два других излишества.
      Во-первых, сделал док прозрачным. Теперь псевдокрасивая подложка не мозолит глаза, иконки как бы «висят» над столом.
      Во-вторых, отключил появление названий программ при наведении курсора на иконки в доке. Эти подсказки нужны совсем уж новикам и то недолго.
      Непонятно, почему в системных настройках до сих нет возможности отключать все эти «красивости».

    24. chekist_ avatar
      chekist_29 марта 2020
      2

      Приобрел Air 2017 в 2018 году, в минимальной комплектации.
      Эстетически ноут очень крут, исполнение на 5+. Но к операционной системе я так и не могу нормально привыкнуть, дома есть стационарный комп с виндой и ноут. Если вдруг что-то надо сделать по работе, то на ноуте делаю это очень редко.
      Многие вещи на маке мне кажутся какими-то неудобными и нелогичными.
      Допускаю, что я слабовато изучил систему мака, хоть и честно пытался. Но никак не могу сказать, что она такая простая и интуитивно понятная.
      Не знаю у кого как, но у меня вин 7 работает стабильно, без всяких сюрпризов, даже и не знаю почему так о ней могут отзываться, очень стабильная винда для меня.

      Slalompics88 avatar
      Slalompics8829 марта 2020
      3

      @chekist_, Про “интуитивность” разных систем принято постоянно говорить и писать, но по моему нету особого понимания что это такое. Операционные системы – сложные, комплексные структуры, а интуитивность предполагает что я вот сяду за устройство и мне многое будет понятно с ходу. Вот посажу я свою бабушку за комп, так ей одинаково непонятно будет как за маком, так и за виндоус. Другое дело что когда вы хорошо знаете какую нибудь систему, то вам будет легче усвоить те функции которые вы раньше не знали, просто основываясь на предидущей логике, вот и все. Именно поэтому я начинаю ругаться когда после многих лет работы на маке вдруг сажусь за виндоус, или наоборот, когда опытный пользователь виндоуса садится за мой мак и пытается найти что-то в файндере.

      Silmaril avatar
      Silmaril29 марта 2020
      1

      @Slalompics88, да что там MacOS vs Windows. Мне когда нужно просто что-то сделать на чужом маке это Ад, так как у каждого свои предпочтения в настройке горячих клавиш, тачпада/мышки, языковой раскладке клавивтуры и др. Да даже банально клавиатура у большинства европейская (с кривой клавишей enter), а я всегда покупаю только американскую

      Slalompics88 avatar
      Slalompics8830 марта 2020
      0

      @Silmaril, точно, я когда сажусь за чужой компьютер, туплю первые пять минут. Пальцы просто с годами привыкли к моим собственным шорткатам.

      nnm1 avatar
      nnm129 марта 2020
      0

      @chekist_, можете пример таких задач рабочих привести, которые на Винде делаются быстрее?

    25. Sol_mac avatar
      Sol_mac29 марта 2020
      3

      Я даже залогинился, что делаю крайне редко.

      К чему нам обзор 15-ки 18-го года + обзор новичка в macOS?) Я конечно понимаю, что сейчас все сидят дома и бывает тупо скучно. Но высасывать из пальца статьи ради новой записи на ресурсе…

    26. dimasokol avatar
      dimasokol29 марта 2020
      1

      Ох уж эти восторги нуба, который ещё не видел ни одного бага, и потому всё у него «работает идеально»))

      Доведётся ещё увидеть и нерабочий iCloud (когда всё включено, а файлов нет), и зависший AirDrop, и много других приколюх.

    27. Multimax avatar
      Multimax29 марта 2020
      0

      У меня на MacBook Pro 15 2017, 16Gb ОЗУ, 512GB SSD, при очень аккуратном обращении уже потух наполовину полюбившийся автору статьи Touch Bar, на основном экране появились битые пиксели и плохо срабатывают три буквы на клавиатуре. Это при том, что ноут редко выношу из дома и в основном использую его для создания музыки. Аккумулятора хватает максимум на час. Он изначально дохлый, быстро заряжается и так же быстро умирает. После покупки при первом же запуске система заглючила так, что её пришлось устанавливать заново с нуля. Попытка перейти на OS Catalina закончилась почти полной неработоспособностью, постоянными падениями системы до чёрного экрана в самых безобидных ситуациях и вынужденным возвратом на OS Mojave.

    28. peper- avatar
      peper-29 марта 2020
      0

      Слишком много восторгов от не самого нового устройства. Сама по себе 15-ка Pro, конечно, приятная, быстрая и функциональня. Причем, практически с момента выхода модели с «ретиной» она уже была такой и не все изменения были на пользу. TouchBar не заменяет аппаратные F-клавиши. Для ряда задач они лучше, чем сенсорная панель. Клавиатура супертонкая доставляла владельцам немало хлопот по надежности. Тотальная замена портов на type c превратила в тыкву купленные ранее аксессуары и адаптеры. И да, 32 ГБ для вашей задачи это overkill. Столько памяти нужно для работы с видео, 3D и чтобы виртуалки гонять (для программирования/тестирования). А редактировать фотографии и на 16 ГБ (и даже на 8 ГБ) не должно быть напряжно.
      P.S. На ПК я начинал на PC XT в середине 80-х. Первая ОС была DOS (не помню только PC DOS или MS DOS). После этого помню Windows 3.X/95/98/XP и далее, NT 3.51/4.0, серверную 2000 и далее, OS/2, OS/390, OS/400, Linux. До Mac добрался только в 2010-м. Дома работаю на ней. Но до сих пор вижу в ней как немало плюсов, так и ряд минусов. В т.ч. и в сравнении с Windows 7, которую считаю все еще лучшей и наиболее «отлаженной» виндой. Так что, извините, но не убедили. ;)

    29. oleg94 avatar
      oleg9429 марта 2020
      0

      Увидел статью в подборка гугл дзена (не знаю, как он у гугла называется).

      Не смог пройти мимо и даже зарегистровался, чтобы написать о том, как автор заблуждается на счет MBP 18 года.
      Я был обладателем Macbook Air 17 года, Macbook pro 15″ 18, Macbook pro 13″ 18.

      До этого всю жизнь жил на буках и стационарниках под Windows и разных Linux.

      Возможно вам покажется, что это мое субъективное мнение, но с теми же проблемами столкнулись все мои коллеги и знакомые.
      Начну по каждому пункту из статьи.

      oleg94 avatar
      oleg9429 марта 2020
      1

      1. Macbook Pro это апогей техно-эстетики
      Сугубо субъективная оценка автора. На вкус и цвет.
      Сейчас мне достался Lenovo carbon x1 gen7 и в руках он ощущается куда лучше.
      Софттач пластик и идеальная клавитура, несомненный плюс перед MPB, имхо.
      Ладно, этот пункт можно и мимо пройти. На вкус и цвет как говорится.

      2. Сервисы Apple работают идеально
      Тут мне нечего сказать. Не пользовался их сервисами вообще.
      Мне для работы нужен только браузер и терминал.
      Но тут есть выигрыш у эппл. Экосистема эппл.
      Я не обладатель айфона, поэтому оценить не могу.

      3. Интерфейс MacOS лучший. Windows 10 будет догонять лет 10
      Теперь начнем.
      Не лучший. Интерфейс Windows 10 на порядок круче. Как минимум из-за нормального проводника.
      В MacOS проводник, увы, создан для бабушек, он отвратный.
      Им просто неудобно пользоваться.
      Если вы рядовой пользователь и используете мак для серфа в интернете, то норм.
      Но для разработчика это ужас.

      Интерфейс. Он тормозит при существенной нагрузке.
      Например, хрома с 20 вкладками достаточно, чтобы увидеть тормазнутую анимацию всей системы.
      Да, я знаю, что хром прожорливый.
      Вся магия плавной работы просто исчезает при активной работе на макбуке.
      Кстати, старые маки, как ни странно, так не тормозили. Грешу тут на ОС старше Sierra.

      Иногда система может тупо повиснуть. Спасает перезагрузка.
      Прошу заметить, на Windows такого я никогда не замечал.

      Проблемы с доком тоже были. Оставил в итоге его всегда видимым.

      Из плюсов – разве что жесты на тачпаде огромном приятные и полезные.

      oleg94 avatar
      oleg9429 марта 2020
      1

      4. MacBook надёжный и его починят бесплатно
      Не надежный. Особенно 18 года прошки.
      Несомннено, эппл починят по гарантии.

      Тачбар может перестать работать. Просто так, черт знает почему. А без него невозможно пользоваться маком, потому что там зашита клавиша ESC.
      Сам тачбар – бесполезная вещь. Функицональные клавиши надежнее намного да и предоставляют все самое необходимое.
      Я вас уверяю, первый месяц вы будете исопльзовать тачбар на максимум только потому, что переплатили за него.
      Потом поймете, что это бесполезная вещь. Которая поддержана только в приложениях эппл. Другие разработчики ленятся делать поддержку.
      Сенсор отпечатка пальцев только радует.

      Клавиатура бабочка радует только первые пару месяцев. Потом вы поймете, какая это боль.
      Любая маленькая соринка убивает клавишу, она будет залипать. Если не вытащить, со временем клавиша тупо сломается и будет выпадать из ноутбука.
      Спустя год у вас клава превратится в убогое говно. Все клавиши будут нажиматься не так приятно как при покупке.
      Вода… Да, я рукожопый. Я проливавил много куда воду. Все ноутбуки выживали у меня. Но не MKB 18.
      Любая жидкость убьет клавиатуру сразу. Это весьма известный факт среди маководов 18 года.
      Так что клавитуара это самое ненадежное место в маках 18 года. Но это можно понять только со временем.
      Кстати, эир 17 года прекрасно переживал любую воду.

      Если что воду я не обильно лил на клавиатуру. Пару капель всего..

      Мак греется безбожно, порой просто так. Не знаю почему. Система простаивает в такие моменты.

      5. MacBook не MacBook без этой полосы. Она идеальна
      Как уже писал выше. Бесполезная вещь.
      Куда быстрее прожать горячие клавиши, которые работают везде, чем тыкать сенсорные кнопки, всматриваясь в эту полоску.
      Которая, к слову, тоже греется как незнамо что.
      Отсутствие физического ESC боль!!! Я привык к его отсутствию, но это боль. Особенно когда сенсор не срабатывает.
      Так что наиграетесь с тачбаром, а потом забудите про него. Я его еще кастомизировал, чтобы он полезный был. Время например туда вывел.
      Вот кстати наличие там времени при полноэкранной работе доставляло. Это было круто и удобно.

      Дополнительно:
      Яркость, экран, звук. В более мене дорогих ноутбука все так же на уровне, а даже местами лучше чем в макбук.
      РАЗЪЕМЫ.
      К сожалению интерфейс type-c поддерживают не все. Даже сами эппл, жадные до денег, догадались в magic mouse сделать зарядку через lighning.
      И хрен ты зарядишь мышь от ноута. Да и при зарядке ей пользоваться нельзя…
      Провода с интерфейсом type-c надо подбирать с умом. Не все, например, могут в thunderbolt 3.
      Я за унификацию, но сами эппл подошли к этому отвратно. Перефирии от них нету с этим самым интерфейсом. Покупай переходник за 2к. Который сломается через год.

      Magsafe был великопелен. А то что сейчас это убожество. Приходится таскать с собой тонну переходников на DP, HDMI, USB-A и т.д.

      Итого. Имхо защищать мак 18 года будет только тот, кто его только что купил или лютый наркоман фанат эппл.

      Пересел на Lenovo carbon x1 gen7 и безмерно счастлив.
      Накатил туда бубунту (можете не писать что я ламер и поставил убунту) и норм.

      Slalompics88 avatar
      Slalompics8830 марта 2020
      0

      @oleg94, Как давний пользователь маков, и в том числе обладатель 15′ прошки 18ого года, со многими аргументами согласен, особенно насчет клавиатуры, который объективно тупит в не зависимости от того, насколько аккуратно вы с компом обращаетесь.

      Многие другие аргументы довольно субъективные, про дизайн вообще не буду говорить. Я пользуюсь эппловскими ноутами со временем квадратого “пауербуковского” дизайна, и могу сказать что переход на тайп-си особо жизнь не усложнил (при этом я работаю в сфере видео и подключал к своим компьютерам кучу всего стороннего всю жизнь) – как раньше приходилось таскать с собой кучу переходников, так и сейчас приходится. Помню при переходе на ретина-макбуки еще некоторое время приходилось таскать еще и двд-ром, вот где были боль и страдания. Сейчас один хороший универсальный переходник покрывает все нужды.

      Ноутбук греется, да, но при моей работе любой компьютер греется и гудит, так как задачи под видео всегда выжимают силы из компов.

      Насчет тачбара согласен – мне он не мешает и не помогает, но и покупал я ноут не ради него. Ну разве что если в сообщениях хотите смайлик поставить, то тут раздолье.

      В целом, не считая проблем с клавиатурой, нынешние прошки мне нравятся, не сказал бы они что на уровень лучше или хуже всех других поколений маков на которых я работал.

      Ну и да – 50 процентов магии эппла составляет экосистема и взаимосвязь всех устройств, поэтому это тоже надо учитывать.

    30. Daniel S. Sautov avatar
      Daniel S. Sautov3 апреля 2020
      0

      Автор, ну поздравляю, вы сделали свой выбор и главное что выбор качественно отвечает всем поставленным требованиям и задачам. Все мы разные и у всех свой предел и свое понимание лучшего, быстрого и удобного ;)

    31. Franz Georg Minspitsberg avatar
      1

      По поводу закрытия, есть классное решение: в супернеобходимой bettertouchtool есть настройка, позволяющая нажатием ПКМ на крестик закрывать приложение насовсем. Т.е. хочу стандартно закрываю, хочу закрываю окончательно. Да и вообще утилита мастхэв.

    32. nlited avatar
      nlited31 марта 2021
      0

      В который раз удивляюсь, что народ такое делает, что так убивает эти клавы-бабочки. Хотя возможно реальные проблемы с этим только на макбуках 2016-2017, то есть на первых двух поколениях бабочки. У меня, как и у автора, MBP 15″ 2018 (то есть третье поколение бабочки, где добавили защитную подложку), купил его на старте продаж в РФ 2,5 года назад и за это время никаких проблем вообще с клавиатурой – все кнопки нажимаются ровно так же, как при покупке. Постоянно в командировках и довольно много печатаю документы, так что клава ноута активно используется, хоть часть времени и работаю за внешним монитором c внешней клавой. Ноут с самого начала таскаю всегда с большой тряпкой из микрофибры между экраном и клавой, но это больше для защиты экрана от отпечатков клавиш, тк сумки всегда плотно набиты вещами и что-то всегда давит на крышку макбука. Благодаря тряпке экран тоже в идеале.
      Производительности его мне полностью хватает. Действительно ресурсоемкими задачами типа тяжелого видеомонтажа не занимаюсь. Помимо офисных задач, удаленок на рабочий комп и стандартных сценариев типа мессенджеров имею дело с муз. софтом (аудиоредакторы, секвенсоры, dj-системы  и т.д.) – все отлично. Смысл менять этот макбук при моем юзкейсе появится только когда выйдут 16″ прошки на Эпл силиконе, чего я разумеется жду, и то больше из гиковских соображений.
      Так что, как правильно написали выше, макбук у автора, конечно, не топ по определению, хоть и оперативки много, ибо это про 2018, купленный в 2020. Но с автором согласен, что действительно нет резона для обычных задач брать 16″ и очень существенно за него переплачивать. Другой вопрос зачем автор, не желающий переплачивать, в итоге переплачивал за модель с 32gb ram, которые вряд ли понадобятся при его юзкейсах :)
      Насчет массовой вони по поводу “бесполезного” тач бара – тач бар в “стоковом” виде действительно не самая необходимая вещь, хоть и выглядит классно. Но при наличии желания и умения гуглить он превращается в незаменимую вещь, без которой работа за ноутом уже не то. С помощью софта BetterTouchTool он настраивается максимально гибко, на него можно вынести dock, настроить рабочие столы, жесты и тому подобное. Критики сенсорной полоски, учите матчасть!

    Вы должны авторизоваться или зарегистрироваться для комментирования.

    Нашли орфографическую ошибку в новости?

    Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

    Как установить аватар в комментариях?

    Ответ вот здесь