Мечты человечества о пилотируемом полете на Марс могут сбыться уже в 2022 году, а пока NASA провела успешное испытание космического корабля Orion, который в ближайшем будущем и отправится к «Красной планете». Сама по себе тема возрождения интереса прогрессивного человечества к космосу вселяет надежду в светлое будущее и активное развитие науки. Ведь технологии, разрабатываемые для столь грандиозных проектов, затем находят свое применение и в потребительском секторе. Но не менее интересным оказался и подход разработчиков NASA к интерфейсу управления космическим кораблем. Он обладает самым что ни на есть скевоморфическим дизайном.
Для начала давайте взглянем на проект Orion, что же он собой представляет и зачем нужен. Фактически Orion — это первый пилотируемый космический корабль США для исследования дальнего космоса, построенный после завершения лунной программы Apollo, что произошло аж в 1975 году. 5 декабря текущего года был произведен пробный запуск корабля с помощью ракеты Delta IV Heavy, в ходе которого команда ученых смогла проверить системы прототипа в действии в условиях, максимально приближенных к реальным. В процессе корабль был перенесен в направлении космического пространства на 5,8 тыс. км.
Ожидается, что в 2022 году Orion сможет доставить экипаж на Марс, а затем корабли такого класса будут использоваться для полетов внутри солнечной системы к астероидам и другим планетам. В текущий момент в проект уже вложено $5 млрд, но это мелочи на фоне будущих вложений. Тем не менее, в США намерены идти до конца, потому что потенциальная выгода от произведенных в ходе разработки и дальнейших исследований открытий на порядки выше. Ну, а главное — это ведь дальнейшее движение человечества вперед, к звездам. К слову, кто неравнодушен к космосу и еще не посмотрел фильм «Интерстеллар», обязательно это сделайте, он великолепен. Но вернемся к теме статьи.
Изначально интерфейс iOS был построен на принципах скевоморфизма, то есть его элементы копировали реальные физические объекты. Блокнот виртуальный был похож на блокнот реальный, календарь был выполнен в форме ежедневника в кожаном переплете и т. п. Но в iOS 7, за дизайн которой отвечал Джони Айв, было решено отойти от скевоморфизма в пользу более простых цифровых форм. Многие не в восторге от столь резкой смены курса, но в итоге эту идею подхватили и конкуренты. Посмотрите на Android 5 Lollipop, на сторонние оболочки производителей Android-смартфонов — везде царство плоского и цифрового. Вот только разработчики в NASA явно не в курсе новых веяний в индустрии. С другой стороны, они от нее в принципе довольно далеко, ведь космический корабль — это не смартфон, не планшет и даже не компьютер.
Астронавт Ли Морин демонстрирует интерфейс корабля Orion
В NASA решили, что интерфейс управления космическим кораблем лучше сделать похожим на реальный, с тумблерами, кнопочками и аналоговыми переключателями. Панель управления содержит 60 кнопок, расположенных на трех сенсорных экранах. Вам кажется, что это ужас-ужас? Для сравнения, в кабине космического шаттла расположено 2000 физических кнопок на 10 панелях. Так что эволюция налицо.
С другой стороны, в принципе удивительно, что команда NASA решила использовать сенсорный интерфейс, ведь зачастую космонавтам приходится работать с панелью управления в перчатках. К тому же в невесомости летающие по каюте предметы могут попасть на экран и активировать то, что не нужно. Эти проблемы были решены с помощью вспомогательных физических переключателей и кнопок по краям панели.
Также наличие такого рода интерактивного цифрового интерфейса позволяет серьезно сэкономить на документации. Во времена Appolo, да и сейчас пилотам приходится возить с собой на корабле почти 115 кг документации, описывающей работу с интерфейсом и все возможные и невозможные инструкции, которые могут потребоваться во время полета. Примененная же в Orion разработка позволяет от этих 115 кг макулатуры избавиться, что для космического судна является огромным плюсом, где каждый килограмм на борту на счету. Вместо бумаги можно его нагрузить более полезными вещами.
Второй плюс — это упрощенная реализация работы сенсорных кнопок в сравнении с физическими. Ведь каждый физический переключатель оснащен проводами, которые подключаются к тем или иным системам, а когда таких переключателей 2000 — представьте себе, какая там схемотехника и насколько сложная конструкция.
Как видите, инженеры и программисты NASA, а также космонавты все-таки отдают предпочтение скевоморфизму. Наверное, несколько десятков лет работы с физическими кнопками и тумблерами дают свой отпечаток. К тому же, в космосе от слаженных и четких действий команды зависит жизнь людей и успех экспедиции, поэтому используются проверенные и максимально эффективные решения.
Может, зря Apple отказалась от принципов скевоморфизма в интерфейсе, как считаете? Пишите о своем мнении в комментариях. Мне лично нравится новая парадигма интерфейсов iOS и Android 5. [Cult of Mac]
35 комментариев
Форум →Где сквеморфизм-то? Сенсорные только МФД дисплеи которые внутри обрамленные кнопками. Эти кнопки физические как и тумблеры вокруг них. То что на скриншоте это просто схема панели самой а не интерфейс. Интерфейс как раз дико “плоский” и аскетичный.
@FiLunder_7, вот тут если что фото самой панели.
http : // www . raumfahrer . net/news/images/nasa-orion-cockpit.jpg
@FiLunder_7, Еще поправка – сами дисплеи оказывается не сенсорные.
@FiLunder_7, Все верно, какие сенсоры? Одна неисправность – и целая группа выключателей недоступна, в космосе это не шутки. Тумблер проще, надежнее, и удобнее.
@FiLunder_7, очередной голливудский фантик от штатов))) орионы интерстеллары старт трек))) а запускают до сих пор союзами… Как не было реально фундаментальной науки после кражи немецких разработок и после развала советов, так и нет. Цирк с этими орионами. Что то куда то запустили что то где то пропиарили, де факто пшик
@Mr. Neverpoint, какими, блин Союзами?? Ориона SLS выводил на орбиту, если что.
@Mr. Neverpoint, перепутал, SLS – это следующий запуск, сейчас Дельта-4 Боинга.
@Mr. Neverpoint, Союз – консервная банка 60-х годов, предназначенная для полетов на околоземную орбиту. Orion – современный космический корабль, предназначенный для полетов в дальний космос. Такого корабля ни у кого, кроме американцев, сейчас нет (а у нас даже не предвидится). А на околоземную орбиту американские космонавты будут летать на частных кораблях SpaceX, которые уже сегодня успешно доставляют грузы на МКС.
@Linky, ты слишком категоричен.
Да потому что у космонавтов нет времени вникать в этот неинтуитивный дизайн. Из-за непонятных кнопок аварии на станциях случаются.
Скевоморфизм нужная вещь, даже у музыкальных программ, даже на Win XP, всегда комбики гитарные и так далее всегда показывались как реальные предметы. Потому что человеку, не супер-опытному в интерфейсе некогда осваивать программу. Человек видит знакомую форму, (метафору!) что это например тумблер, и его можно переключить и никак иначе. Как в жизни.
Парни, ну какой скевоморфизм. Это просто рисунок панели. Настоящая панель в видео)))
Я яблодрочер со стажем, но ios 7/8 мне не нравится. А теперь еще и есемитте
Какой скевоморфизм, вы хоть ролик-то смотрели?
Там чётко говорят, что дисплеи не сенсорные по причине того, что удар может задать неверную команду или разбить его и использовать в перчатках проблематично.
Ловлю дикий facepalm с таких новостей…iphones куда вы катитесь, что это за жесть?
@Alexey_Larkin, это скевоморфический бред.
Очень маленький спускаемый аппарат.
Интерфейс а-ля MSFS X. Ничё так. Решение удобное, но в будущем, думается, реализация будет более продуманной.
Омг! Там же ясно сказали, что дисплеи не сенсорные!
И как уже заметили, какой скевоморфизм? Если вы про третье видео, то там он говорит, что все на экранах, за исключением 7-ми панелей вокруг дисплеев, на которых около 60 переключателей (он имеет в виду те, что на картинке, между 3-м и 4-м видео. Они НЕ виртуальные! Это просто “эмулятор” физической панели, что-ли.
Итого: вся инфа на дисплеях в “плоских” квадратиках, все управление дисплеями посредством кнопок вокруг дисплея, дополнительные физических кнопки (для управления кораблем) на 7-ми панелях вокруг этих дисплеев. Где скевоморфизм? Где сенсорные экраны?
Жесть, Роман посмотрел видео, ничего не понял, написал статью по своим догадкам.
@iCid, что вы так докопались. Ну перевел человек статью. Виноват Cult of Mac в том что они облажались.
Но вообще да, впредь лучше смотреть в первоисточник, а не делать испорченный телефон.
Что бы там не было, но американцы что то задумали, изучали Марс, сей час еще около какой то планеты ищют атмосферу, тщательно готовиться и испытания вот уже провели, apple офис строит похожим на космический звездолет, куда то они явно целят, может на случай ядерной войны планету готовяться покинуть?
Феерический бред. Роман, удали статью, не позорь себя. Какой, в жопу, “сенсорный дисплей” на космическом (!) корабле??? Дисплей ёк – все, “кораблем нипауправлять”?
То, что тут называют панелями на самом деле носят название МФИ – многофункциональный индикатор, который представляет собой жк панель и физические кнопки по периметру. На сегодняшний день вместо жк дисплея используются плазменные. Многофункциональный он потому, что на экран можно вывести различную информацию и в зависимости от этого меняются функциифизических кнопок. Экраны конечно же не сенсорные и уж тем более не используется скевоморфизм, тк это существенно увеличит требования к начинке, а в космосе каждый грамм-заранее лишний.
Читаю статью, смотрю видео, понимаю что в видео говорится совсем о другом чем с статье, думаю что эту статью написала Натили, обычно от нее ожидаешь такой бред с переводом, а ты смотришь автора, а там Роман Юрьев, который пишет замечательные статьи, а тут такой бред, Роман, надеюсь на ваш адекватный ответ.
@rusjudo, перевод правильный, так что пинайте Cult of Mac
Панель как PipBoy в Fallout ;)
Главное что бы ПО написали грамотно не как в Apple, а то улетит к примеру вместо Марса к VY Большого Пса потом ищи этот Орион
iPhones удалите текст из этой статьи… это уже за гранью бреда… оставьте только видео
“В процессе корабль был перенесен в направлении космического пространства на 5,8 тыс. км.” а что потом? по ТВ говорили что рыбу им будут глушить в каком то океане :)
И до сих пор ничего в статье не исправлено. :(
Этот орион феерический бред для школоты. Даже мой сын понимает что для полета на Марс нужен блок жизнедеятельности который на МКС и который может сделать только Россия и грузоподъемность нужна в разы больше чем у Ориона – вот почему наши сделали Ангару. Судя по комментариям многие комментаторы еще в школу ходят )))) орион который запустили лишь макет. Первые запуски реальные 2022 году и то не факт
@Mr. Neverpoint, тут не про это, а про скевоморфизм. :)
@Alex318i, как можно вообще обсуждать скевоморфизм? Или это глум такой над америкосами – единственное достоинство Ориона выпуклые кнопки на экране? Предмет обсуждения нелеп сам по себе не находите?
@Mr. Neverpoint, согласен. Тем более, что на корабле даже сенсорных экранов нет.
Видимо решили оставить статью в исходном виде как памятник человеческому идиотизму. :)
Но все-таки интересно, что помешало автору посмотреть короткий ролик чтобы хоть немного понимать в вопросе?
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Как в macOS Ventura посмотреть конфигурацию Mac. Ищем Отчет о системе
Как обменять свой MacBook на старшую модель?
Почему iPhone не отображается в списке доступных устройств для AirDrop
Как перенести фото с одного iPhone на другой
Почему на iPad пропадают открытые вкладки Safari. Исправляем ситуацию
Как вернуть праздники России в приложении Календарь на Mac?
Как отключить надоедливые запросы оценить приложение на iPhone
Почему рабочие столы на Mac меняются местами