Мир меняется и происходит это не где-то далеко в кулуарах и на секретных собраниях сильных мира сего. Происходит это здесь и сейчас, на глазах у каждого. Благодаря развитию Интернета, поисковых систем и портативной техники меняется сама основа взаимодействия с информацией. 20-30 лет назад люди пытались запомнить как можно больше необходимых в работе или в повседневной жизни данных, строили информационные справочники в голове. Сегодня важнее не количество хранящихся в памяти данных, а умение быстро найти нужную информацию. Казалось бы, люди стали меньше всего запоминать, а значит должны неминуемо деградировать, но это не так. Изменились методы работы с информацией и инструменты для взаимодействия с ней, и благодаря этому, фактически, в разы повысилась эффективность труда, и расширились возможности для применения полезных сведений в любых ситуациях. Справочник «КонсультантПлюс: основные документы» (далее «КонсультантПлюс», для краткости) как раз и является одним из таких инструментов.
Продолжая разговор о скорости обработки и поиска нужных данных, возьмем, к примеру, законодательство. В прошлом юристы, бухгалтеры и другие специалисты пользовались бумажными справочниками, что громоздко, неудобно и медленно. Простые люди вообще в эти области без надобности не лезли, да и по надобности разобраться там в чем-то было без специальной подготовки сложно. Потом появились довольно практичные компьютерные базы данных, и стало полегче. Но это привязка к компьютеру и к определенному носителю, будь то древняя дискета или компакт-диск. Кроме того, обновление информации происходило, в лучшем случае, еженедельно, а обычно раз в месяц.
Система поиска тоже зачастую оставляла желать лучшего, по крайней мере, могу судить об этом по своей практике работы с законодательными базами на дисках, когда можно было найти определенный документ, а потом часами ковыряться в этой многостраничной «колбасе» из-за банального отсутствия содержания по отдельным текстам.
Но сегодня, стараниями «КонсультантПлюс», любой желающий может иметь при себе, в кармане, универсальный инструмент для быстрого поиска нужного правового документа. Более того, актуальная информация обновляется ежедневно, а возможности поисковой системы достаточно гибкие, чтобы использовать необходимые сведения практически в любых ситуациях. Но, прежде чем перейти к практическим примерам, давайте вначале взглянем на интерфейс и базовые возможности iOS-приложения «КонсультантПлюс».
Одной из важных функций программы является возможность хранения до сотни нужных в текущий момент документов на устройстве, будь то iPhone или iPad (приложение универсальное), что позволяет работать с ними в оффлайновом режиме. Более того, при появлении доступа к Интернету загруженный контент обновляется, но докачиваются лишь изменения в документах, а не заново целые статьи, что позволяет экономить траффик и время. Единственный момент — это довольно длительное время загрузки статей для оффлайнового изучения при первом запуске программы. Они находятся в разделе «Избранное» и изначально там присутствует наиболее часто запрашиваемая гражданами информация, например, «Штрафы за нарушение ПДД», «Закон о защите прав потребителя» и т. п. Ниже на скриншотах демонстрируется процесс первого запуска программы и загрузки документов для оффлайнового доступа, длившийся несколько минут:
В целом же приложение «КонсультантПлюс» содержит все кодексы РФ, основные федеральные правовые акты, а также обзоры новых документов и полезную информацию по многим вопросам, а именно, ставки налогов, курсы валют, таможенные правила вывоза и ввоза в Россию, бухгалтерские документы, производственный календарь (то есть, фактически аналог рассматриваемого ранее отдельного приложения), календарь бухгалтера и другие. Вот как выглядят два последних упомянутых пункта в клиенте «КонсультантПлюс»:
Производственный календарь: жирным выделены выходные дни, звездочкой помечены сокращенные.
Календарь бухгалтера фактически совмещен с производственным, но синие числа — это время отчетности. Они же являются гиперссылками на детальную информацию об отчетности.
Интерфейс «КонсультантПлюс» предельно прост в использовании и интуитивно понятен, что для такого рода приложения важно. Данные рассортированы по трем разделам — «Кодексы», «Обзоры» и «Справочная информация», а четвертый раздел, «Избранное», формируется пользователем самостоятельно, как упоминалось в начале обзора. При желании любые документы из него можно удалить или добавить.
Для ряда специалистов будет важен и интересен раздел «Обзоры», где ежедневно появляется актуальная информация обо всем, что связано с тематической областью, начиная от правовых новостей и заканчивая аналитикой и новыми документами для бухгалтеров.
Работа с отдельным документом тоже реализована весьма разумно и удобно. В частности, в верхней панели управления присутствуют кнопки перехода вперед/назад между открытыми документами, возврата в главное меню и поиска внутри текущего текста. Когда активирован поиск, то появляющиеся рядом кнопки вверх/вниз позволяют быстро перемещаться между результатами.
Сразу под верхней панелью время от времени появляется информационный блок с сопутствующими данными. Например, о том, откуда взяты сведения о курсах валют или же о наличии нескольких редакций документа:
Кстати, присутствие разных редакций документов — это одна из важных особенностей «КонсультантПлюс». Для перехода между ними достаточно нажать на соответствующую кнопку в нижней панели управления. Помимо устаревших редакций можно узнать и о вариантах, которые еще не вступили в силу, заглянуть в будущее, так сказать.
Каждый документ снабжен справкой, содержащей важную информацию о том, действует он или нет, и сведения порядке его применения. Переход к ней также производится с помощью соответствующей кнопки в нижней панели:
Там же находится опция для перехода к оглавлению документа, значительно облегчающая навигацию по нему. Именно такой функции не хватало в законодательных базах данных, с которыми я в прошлом имел дело. То есть, находишь нужный документ, попадаешь в чудовищную «простыню» и начинаешь ее планомерно проматывать, пытаясь быстро найти нужную информацию. В «КонсультантПлюс» достаточно пробежать глазами по оглавлению, чтобы быстро найти и перейти в требуемую часть документа. Более того, есть быстрый поиск и внутри оглавления.
Вот, к примеру, ситуация с отпусками, особенно актуальная в текущую весенне-летнюю пору. Обычно отпуска распределяются руководством с учетом пожеланий работников. Но бывает, что эти самые сроки начинают потом перекраиваться, а то и, вообще, начальство требует работать без отпуска. Но ведь должны существовать нормы, согласно которым вся эта отпускная система регулируется? Ищем!
Вначале действуем последовательно. Переходим в «Трудовой кодекс», открываем оглавление и вводим в строке быстрого поиска слово «отпуск». Далее все просто — выбираем нужный пункт, в данном случае это «Продление или перенесение ежегодно оплачиваемого отпуска».
А можно сделать еще проще, ведь в приложении есть глобальная система поиска, понимающая общепринятые сокращения и синонимы. Так, для описанной выше ситуации достаточно набрать «перенос отпуска» и система предложит варианты, либо нажимаем «Найти» на экранной клавиатуре и используем свое условие:
Оказывается, если срок отпуска внезапно был перенесен, а сотрудника предупредили о его начале менее чем за две недели до того, как собственно, начнется его отдых, то в таком случае человек имеет полное право требовать еще одного переноса отпуска, но уже с учетом его пожеланий. Кроме того, работодатель может в определенных, исключительных случаях перенести отпуск на следующий год (например, если отлучка сотрудника неблагоприятно отразится на нормальном ходе работы организации), и то, с согласия сотрудника. Но при этом запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет.
Законодательство — это очень волнующе, особенно, когда знаешь свои права, ведь их, по факту, очень и очень много у граждан. Вот только знают о них не многие. Но, возвращаемся к приложению и его функциям. Так, при необходимости любой открытый в текущий момент документ можно отправить по электронной почте в формате HTML. Удобно, если надо передать данные кому-то или же сохранить для себя лично. Рядом с кнопкой отправки документа по e-mail или добавки его в избранное находится пункт меню для изменения размера шрифта.
Если в текущий момент нет доступа в Интернет, то приложение информирует об этом соответствующей надписью в правой верхней части главного меню и изменением цвета интерфейса с оранжевого на серый.
Приложение «КонсультантПлюс» производит весьма приятное впечатление. Работает стабильно, быстро, поиск реализован удобно, а за наличие оглавления в каждом документе хочется сказать отдельное спасибо. Хоть программа и использует онлайновую базу данных, но при этом позволяет загружать наиболее востребованные в текущий момент документы в устройство, после чего они автоматически обновляются, как только появляется доступ в сеть. Поддержка Retina-дисплея нового iPad тоже есть, плюс iPhone-версия в работе не менее удобна, чем планшетная.
Конечно, такой как сейчас программа стала далеко не сразу и прошла немалый путь обновлений и доработок. Но главное, как говорится, результат и, стараниями разработчика, он получился хорошим.
Хотя, практически всегда есть, что улучшить еще. Например, доработать меню изменения размера шрифта в документах. Делать это ползунком не очень удобно и совершенно не наглядно. Проще, если бы по нажатию на эту кнопку выводилось еще несколько кнопочек с разными вариантами размера шрифта и наглядным примером. Второе пожелание — это возможность работы с историей действий внутри документа. Ведь переходы между главами фактически осуществляются в рамках одного текста и если нажать на кнопку назад, то произойдет переход в главное меню в случае, если, к примеру, пользователь работал с трудовым кодексом, перейдя в него через основной экран. А зачастую требуется просто возврат к прошлой главе. Делать это через «Оглавление» не всегда легко, некоторые документы включают по несколько десятков глав.
10 комментариев
Форум →Супер!
Полностью бесплатно? Вроде как такие программы стоят не малых денег…
@Peyote,
Сабжевое приложение полностью бесплатно. Но существует коммерческий вариант КонсультантПлюс — это уже для профессионалов, когда определенный момент расписан по шагам, с документами и прочими фишками, простому обывателю не нужными.
Пользуюсь им постоянно. Еще нравится Право.ру.
Пользоваться К+ для поиска размера штрафа — это несерьезно. Для этого есть специальные приложения.
К+ нужен юристу на работе, но там он и стоит денег…
А так на айпаде у меня Право. Там и документов больше.
Консультант плюс – решение проблем возникающих у Пользователей и Программ? А КЛУ поставляется? :)
Спасибо, Ром! Подробно, интересно и полезно! У меня предложение появилось: сделать один сравнительный обзор по всем юридическим и консультационным программам (по наиболее популярным): их плюсы, минусы, специализированные ответвления (автоюрист и тд). Еще вопросик: есть ли какая-то программа, где будут образцы ходатайств, аппеляционных жалоб, надзорных и тд?
@Lantego,
Образцы обычно у всех есть, но за деньги :).
В статье сказано, что содержаться все кодексы РФ, а как на счет РБ?
@iLexa, скачай да посмотри, бесплатно ведь
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Как удалить джейлбрейк iOS 13
Почему сообщения с iPhone не дублируются на Mac
Почему в меню AirDrop дублируются устройства
Как импортировать видео с Айфона в iMovie на Маке
Как перенести фото со старого iPhone в Google?
Как отключить автовоспроизведение видео на сайтах в Safari на Mac
Что делать, если разговорный динамик iPhone стал звучать тише
Как включить замедление старения аккумулятора на MacBook