Не всем, особенно в нашей стране, где PSP пользуется культовым статусом, удобно признавать, что компания Sony утратила свои позиции на рынке портативных консолей и, к сожалению, вряд ли сможет их вернуть.
Почему же так произошло? Как компания пришла в этот сегмент и с какими целями? Сегодня мы поговорим об этом, а также выясним, почему Sony не удалось превзойти тех, кто создал этот самый рынок портативных устройств.
Кратко:
PocketStation: первая не совсем консоль
Вы знали, что кот на коробке был маскотом Sony на японском рынке?
Принято считать, что первая попытка Sony сделать портативную консоль — это PSP. Однако это не совсем так. Pocket Station, вот это первая попытка Sony сделать первое игровое устройство, которое можно положить в карман.
Полноценной портативкой эту шутку назвать нельзя, ведь по сути PocketStation было периферийным устройством, которое представляет собой карту памяти с экраном.
А вот так несуразно выглядит девайс при подключении к консоли.
Помимо дисплея, «карманная станция» имеет на борту динамик для воспроизведения звука (12-разрядный PCM), часы, ИК-порт для обмена информацией между устройствами (например, сохранениями) и даже небольшой набор дополнительных мини-игр.
Например, если вы подключите PocketStation к консоли во время того, когда там стоит диск с Final Fantasy VIII (исключительно японская версия), то на маленьком девайсе запустится игра Chocobo World.
Мини-игра по вселенной Street Fighter.
Устройство получилось нишевым, вышло на излете жизненного цикла первой PlayStation и пределы Японии так и не покинуло.
Сейчас PocketStation – желанный аксессуар для коллекционеров.
Оглушительный дебют и неочевидный провал PSP
Такой концепт гулял по сети до официального анонса.
«Sony Goes Handheld!» — так звучали заголовки многих новостных изданий в 2003 году. Именно тогда на презентации Е3 к публике вышел исполнительный директор Sony Кэн Кутараги (известен миру как визионер и создатель PlayStation, кстати) и анонсировал PlayStation Portable — первую портативную консоль Sony. Тогда же ее назовут плеером Walkman 21 века.
Впервые покажут PSP только спустя год, в 2004. А через полгода после показа консоль поступит в продажу в Японии. За ее пределы PSP выберется только к середине 2005 года. Для своего времени консоль казалась девайсом будущего.
Консоль поражала наличием полноценного интерфейса. У Nintendo на DS он тоже был, но далеко не такой красивый и функциональный
Компания Sony представила консоль не только как портативную игровую систему, но и как полноценное карманное мультимедийное устройство с возможностью выхода в интернет.
Это было первое устройство в мире, использующее оптические UMD-накопители (Universal Media Disc) в качестве основного носителя. Те самые дребезжащие диски в полукруглом корпусе, которые захлопывались откидной крышкой консоли и тихо жужжали внутри, пока устройство неторопливо считывало информацию.
Инновация стала первой большой проблемой PSP. Скорость чтения оставляла желать лучшего (некоторые игры предлагали установить часть себя на карту памяти для ускорения загрузок и повышения стабильности), а также из-за активного использования корпус начинал трескаться и диск выходил из строя.
Помимо дисков, PSP также использовала карты памяти формата Memory Stick (проприетарные, разумеется, нигде, кроме пары телефонов Sony и их же видеокамер, они не использовались), на них тоже можно было хранить игры. Кстати об играх. Sony избрали кардинально отличный от Nintendo подход к наполнению библиотеки.
Там, где у конкурентов был упор на исключительно уникальные портативные проекты, которые так или иначе обыгрывали свой статус и возможности консоли (тем самым давая уникальный опыт), Sony стремились перенести игровой опыт с больших платформ в карманный формат.
PSP предлагала играть на ней в практически полноценные ААА-проекты, которые не стыдно было бы запускать и на большом экране. Самый яркий пример такого подхода — GTA Vice и Liberty City Stories, которые сначала вышли на PSP, а только потом на PlayStation 2. Были и обратные примеры — со стационарных консолей на PSP портировали Silent Hill: Shattered Memories и Manhunt.
Сам факт, что можно играть в игры которые мало чем уступают по качеству проектам на PlayStation 2 взрывал мозг, графика во многих играх в те годы просто поражала. А ведь еще можно было и кино посмотреть и музыку послушать. PSP для многих стала девайсом, который берут с собой всегда и везде, даже если на нем не собираются играть.
А ещё помимо игр в продаже можно было найти и кино, даже русское. Sony планировали наладить производство UMD таких же масштабов, что и у обычных DVD-дисков. Но в итоге всего на UMD было перенесено всего около 600 фильмов.
За весь период существования консоли было выпущено пять её ревизий. Спустя три года после старта продаж оригинальной PSP появилась её облегчённая версия — PSP Slim & Light. Она весила на сто грамм меньше своего предшественника и обладала 64 мегабайтами оперативной памяти вместо 32.
В 2008 году была представлена PSP Bright, в которой экран стал более ярким и контрастным. Однако самой интересной версией консоли стала PSP-Go, выпущенная в конце жизненного цикла. Она отличалась полностью переработанным корпусом в виде слайдера. Все игровые кнопки, за исключением боковых L и R, были расположены не сбоку от экрана, а под ним. Но был у PSP-Go один крайне странный момент – её ценник.
Эту ревизию любили за экран и возможность подключать геймпад по Bluetooth, но ругали за эргономику, другой разъем зарядки и формат карт памяти.
На старте консоль продавалась аж за 250 долларов, что всего на 50 долларов дешевле PS3. Конкуренты в лице линейки DS стоили не дороже 200 долларов за самую дорогую версию DSi XL.
И здесь стоит перейти к одному крайне неприятному факту – PSP провалилась в продажах на фоне Nintendo DS.
PSP шла на равных с Nintendo DS лишь в начале жизненного цикла, а позже отстала по темпу продаж примерно в три раза. Восстановить темп и догнать конкурента так и не вышло
Казалось бы, у Sony были все шансы победить в битве за портативные консоли, ведь Nintendo, на первый взгляд, не могла предложить ничего нового. Однако реальность оказалась более суровой.
Даже если не обращать внимания на мелкие недостатки PSP, такие как использование проприетарных UMD и Memory Stick, а также на то, что некоторые игры требовали использовать не самый удобный по эргономике стик, остаётся один неприятный факт.
Библиотека игр для PSP была хороша, но не уникальна. Время, когда считалось крутым играть на портативной консоли в игры, максимально похожие на игры для стационарных систем, прошло ещё в начале 21 века. Nintendo DS привлекала аудиторию в первую очередь своими уникальными проектами, которые было трудно найти на других платформах.
Конечно, играть в GTA, которая была такой же, как на ПК или PS2, было круто. Но ещё круче иметь возможность выбирать из множества игр с уникальными механиками и постоянно пробовать что-то новое.
В итоге ситуация сложилась неоднозначная. PSP любят и помнят, и не только в нашей стране, где консоль стала народной из-за возможности прошивки. Итоговая цифра продаж в 80 миллионов устройств кажется внушительной. Однако большинство игр, вышедших на PSP, не смогли выдержать проверку временем. Да и цифра в 154,1 миллиона продаж семейства Nintendo DS не делает общую картину лучше.
В Sony это понимали, и их следующая портативная консоль должна была исправить все ошибки PSP.
PS Vita: непонятый шедевр, который убили создатели
Первые разговоры о следующей портативке от Sony поползли еще в 2009. На фото выше можно увидеть первые концепты PSP 2. А уже в начале 2011 на PlayStation Meeting Казуо Хираи подтвердил, что новая консоль действительно разрабатывается. Её представили под рабочим названием NGP (Next Generation Portable).
А летом состоялся полноценный анонс Ps Vita – нового слова в мире портативных консолей. Слово было крепкое и громкое – первая в мире портативная консоль где было: два аналоговых стика, две камеры для AR-игр, две сенсорные панели спереди и сзади. А самое главное – четырёхядерный процессор и OLED-экран с диагональю пять дюймов. PS Vita выглядела как девайс из будущего.
Фактически Sony обещали нам PS3 в кармане но с уникальными играми, которые так или иначе будут задействовать новые фишки консоли (у кого подсмотрели идею, думайте сами). А ведь еще у консоли был 3g модуль, можно было вставить сим-карту и смотреть с такого классного OLED-экрана ролики на YouTube или полноценно сидеть в социальных сетях, ведь экран теперь сенсорный!
Да, Sony и во второй раз не до конца поняли что конкретно хотят игроки от игровой консоли. Тем более в 2011 году, когда смартфоны с сенсорным экраном уже практически захватили мир. И странное позиционирование далеко не единственная критическая ошибка Sony, которая убила подающий надежды проект.
Tearaway – фактически единственная игра, которая полностью задействует все новые фишки PS Vita и делает она это очень круто. К сожалению проект не смотря на высокие оценки, с треском провалился
И начнем мы пожалуй с ценника. PS Vita была сделана дорого, из очень хороших материалов, имела чуть ли не флагманский по тем временам экран. Отсюда и ценник на портативную консоль в 300 долларов. И это только за консоль без карты памяти. А ее вам тоже придется купить сразу же и чем больше объем тем лучше. Потому что без нее консоль не запустит ни одну игру.
Само собой карточки были проприетарные и неадекватно дорогие, от 60 до 200 долларов. Ещё раз, у вас не получится просто вставить в консоль картридж с игрой. Консоль без карты памяти не включается.
Итого ценник из 300 долларов превращается в 340-500. А это уже дороже даже актуальных на тот момент PS3 и Xbox 360. И естественно в разы дороже чем Nintendo 3ds, которая стоила 170 долларов и предлагала инновационный 3d экран, который кардинально менял опыт от игр.
Настоящий камень преткновения на пути к успеху
А может, в те годы стоило закрыть глаза на все эти минусы ради мощной и крутой библиотеки игр? К большому сожалению, нет. У PS Vita что на старте, что к 2015 году (год фактической смерти консоли) практически не было цепляющих проектов. А те хорошие игры, которые выходили, имели проблемы в первую очередь с графикой.
Например, Uncharted: Золотая Бездна, которую использовали чуть ли не как главный аргумент для покупки консоли, мало того что проходилась за пару часов, так еще и запускалась в разрешении ниже нативного, отчего игра выглядела мыльно и некрасиво. Та же участь постигла и милую Gravity Rush, однако там проблема видна не так сильно, спасибо стилизованной графике.
Говоря об играх в целом, Sony обещали целую прорву больших AAA-проектов и портов с PS3. Звучали такие громкие наименования, как Bioshock, Lost Planet 2 и даже Metal Gear Solid 4. Но до релиза не дошло ни одно обещание компании. Да, некоторые порты были — например, HD-версия трилогии Jak and Daxter с PS2, которая страдала от адских просадок количества кадров. Порты популярных инди-игр консоль от провала также не спасли. А еще был один из худших консольных релизов в мире — порт второй части Borderlands, известный своими вылетами и максимально отвратительной графикой.
Справедливости ради, достойные проекты в библиотеке тоже были, но их крайне мало и по большей части они являют собой японщину и аниме разной степени пошлости. А такие игры, буду честен, подходят далеко не всем. Полноценно Ps Vita смогла себя раскрыть и стать достойной портативкой только после того как ее взломали хакеры. Об этом я рассказывал в отдельной статье.
Тем временем более дешевая Nintendo 3ds вовсю щеголяла эксклюзивным Resident Evil, Fire Emblem, Mario Kart, The Legend of Zelda и еще огромным количеством наименований. А еще вы же помните что на 3ds два экрана, один из которых умеет показывать настоящее 3d без очков? А еще там не нужна была дорогая проприетарная карта памяти, хватало обычной micro-sd.
И вот совокупность этих проблем уже к 2014 году привела к страшной для Sony картине – 8 миллионов против 43 у 3DS. Вторая ревизия Ps Vita ситуацию не спасла, её сгубил в первую очередь дешевый ips экран. К 2015 году PS Vita окончательно потеряла позиции и в этом же году президент Sony Шухей Йошида произнес эпитафию – «Мы не планируем выпускать крупные игры на PS Vita». Зато у нас есть Super Time Force Ultra и множество других отличных игр!».
А еще у PS Vita была стационарная версия без экрана.
В 2019 году Sony прекратили производство консоли и практически полностью свернули поддержку. Всё это последствия решений из 2015. Официальная причина звучит как не очень удачная шутка: в компании испугались бурного роста рынка мобильных игр.
Sony считали, что портативный рынок умрет в 2020 году, и просто решили покинуть его заранее. А рядом с ними Nintendo успешно продавала 3DS, а в 2017 году взорвала рынок, выпустив Nintendo Switch.
Хорошее устройство, которое никто не просил. Вместо выводов
Есть у меня такая традиция — раз в год читать очередные слухи о воскрешении портативных консолей от Sony и фантазии фанатов о потенциальной PSP 2. Есть в этом что-то умиротворяющее. При условии, что идейный продолжатель PSP у нас есть и даже два — Nintendo Switch и Steam Deck вполне себе соответствуют целям Sony из 2004-го. Ведь они дают вам большие игры ААА-класса в портативе. И там в библиотеке даже есть эксклюзивы Sony.
А еще я очень люблю читать боль людей от релиза PS Portal. Ведь почему-то множество людей в мире решили, что это портативная консоль. Хотя никто и никогда ее не анонсировал как портативку. Справедливости ради, никто PS Portal не просил. Перестает ли он от этого быть хорошим аксессуаром для PS5, который ориентирован на тех, кто не хочет использовать смартфон, но играть через функцию Remote Play? Нет, не перестает, PS Portal — отличная штука.
Вернется ли Sony на портативный рынок? Возможно, да. Ждет ли её там успех? Нет. В 2004 и 2012 они не смогли конкурировать с ослабшей от провалов Nintendo. В 2024 им придется конкурировать с мощнейшей Valve, всё той же Nintendo (которая заслуженно отвоевала себе позиции) и целым отрядом китайских производителей. Sony в своем текущем состоянии не справится.
С этой мыслью я вас пожалуй и оставляю. Хорошего дня!
🙈 Все комментарии
Форум →PSP конечно топовый девайс. Помню юзали его для всего:игры кино, музыка. До сих пор на эмуляторе играю в некоторые игры. Гениальный девайс, чо уж.
PS Portal – отличная штука? В нем нет hdr, в нем нет LTE, он уступает смартфону/планшету с установленным Remote Play
В принципе не ясно, зачем в наше время развивать чисто игровые железки. Компьютер полноценный все прекрасно потянет. Не понимал тех, кто тратит деньги на PS. На нем и поработать невозможно, кайф не словить полноценный, только деградация
Вывод от нейросети – Nintendo просто гениально понимает, что нужно геймерам. Они умеют делать действительно культовые консоли, будь то классическая Game Boy или новейшая Switch. А Sony, хоть и технологический гигант, так и не смогла переплюнуть конкурента в этом сегменте. Видимо, волшебная формула Nintendo им так и не далась.
Вывод – консоль продают игры, а не технологии
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Как установить аватар в комментариях?
Ответ вот здесьКак на iPhone убрать виджет плеера на экране блокировки при подключении гарнитуры
Как на iPhone фильтровать СМС от неизвестных абонентов
Почему на MacBook тормозит Photoshop
Почему после обновления до iOS 10.3.2 зависает iPhone
Где функция «Сквозь время» на Apple Watch в прошивке watchOS 3.0?
Как переключать профили пользователей в Apple TV
Как вручную сгружать неиспользуемые приложения на iPhone
Что делать, если iPhone показывает уведомление «Слабая защита Wi-Fi»