Спустя семь лет после выхода первой части Warhorse Studios снова погружает нас в жестокий, но завораживающий мир средневековой Богемии.
Kingdom Come: Deliverance II уже успела привлечь внимание как критиков, так и игроков: её рейтинг на Metacritic приближается к 88, на OpenCritic — 89, а 91% пользователей в Steam оставили положительные отзывы. Только в первый день после релиза продажи превысили 1 млн копий.
Однако не обошлось без споров. Одни называют KCD II «шедевром» за погружение в эпоху и внимание к деталям. Другие отмечают, что несмотря на масштабные улучшения, у игры остались знакомые проблемы — технические шероховатости, резкие анимации и порой неуклюжие диалоги.
Перед нами проект, который пытается найти баланс между глубокой симуляцией средневековой жизни и доступностью для массового игрока.
Смогла ли Warhorse Studios превзойти себя и создать лучшую историческую RPG? Или же Kingdom Come: Deliverance II снова ставит реализм выше комфорта? Давайте разбираться вместе.
Это полноценная вторая часть, в которой все стало в разы лучше
В Kingdom Come: Deliverance II я вновь погрузился в историю Генри (буду писать так, несмотря на русскоязычного Индржиха, извините), сына кузнеца, чья жизнь изменилась после разрушения его родной деревни. После событий первой игры он оказывается в еще более сложной ситуации: конфликт между королевскими фракциями усиливается, а личная месть за гибель семьи становится лишь частью куда более крупной интриги.
Разработчики обещали более глубокий и нелинейный сюжет, где решения игрока ощутимо влияют на развитие событий. В отличие от первой части, где Генри был простым солдатом, здесь он уже занимает более важное положение, что открывает новые возможности — от дипломатии до участия в крупных битвах. Правда, начинать приходится вновь с низов, и это объясняется сюжетно.
Ему приходится балансировать между амбициями знати, интригами церкви и собственным чувством справедливости.
Повествование стало более кинематографичным, с улучшенной постановкой катсцен и детализированными диалогами. Квесты теперь имеют еще больше вариативности, позволяя решать задачи как мирным, так и агрессивным путем, используя хитрость, силу или социальные навыки.
В целом, про нелинейность я могу сказать так: пока вы будете выполнять один квест, по пути найдется еще десяток. Каждый из них проработан и имеет свою историю разной длительности. Банальный пример: в самом начале игры мне нужно было попасть на свадьбу, но я разругался со своим шляхтичем и решил пойти на поиски своей собаки.
Во время её поиска со мной приключилось множество событий: провел масштабное детективное расследование, нашел демона, подрался в корчме, спас алкоголика от волков, нашел пропавшую девушку и многое другое. И на тот момент даже не сдвинулся с места основной сюжет! В итоге поиски собаки затянулись на 6 с лишним часов.
Вариативность в каждом случае стала сильно больше. Приключения подстерегают тебя буквально на каждом шагу. Такого обилия контента на квадратный метр, еще и крайне интересного, я не видел со времен «Ведьмака 3».
Мир игры значительно расширился: разработчики увеличили его масштабы примерно в два раза по сравнению с оригиналом. Даниэль Вавра, руководитель разработки, даже отметил, что сиквел получился «даже слишком большой игрой». И это невероятно чувствуется. Здесь нет такого, что тебя послали выяснить, куда запропастился воз, а пройти надо было 20 метров. Везде ощущается пройденное расстояние.
Кроме того, квесты стали более динамичными, предлагая разнообразные способы их выполнения. Здесь их больше сотни, и все они имеют свою историю. В 99% случаев она интересна. В игре нет дурацких монотонных заданий из разряда подай-принеси или убей 100 бандитов и принеси 55 трав.
Эта игра погружает с первых минут
Взаимодействие с NPC в KCD II стало более динамичным: они обладают расписанием, реагируют на мои действия и запоминают поступки, что добавляет глубины в игровой процесс.
Вот ты видишь девушку, убирающуюся на своем участке. А на следующий день она уже собирает яблоки с деревьев где-нибудь на тропе. Кто-то несет ведра с водой, кто-то торгует, кто-то ворует. И все это выглядит живо. Не как в Red Dead Redemption 2, конечно, но очень к этому близко.
С большинством людей вокруг тебя можно пообщаться. Взяли разработчики из RDR 2 и систему приветствия NPC: ты можешь им сказать что-нибудь приятное или гадкое. Они на это обязательно среагируют.
Репутация Генри напрямую влияет на отношение окружающих к нему. Равно как и внешний вид. От грязи и крови нужно отмываться, иначе тебя заподозрят в чем-либо нехорошем. Это было и раньше, но сейчас ощущается по-другому. В первую очередь, из-за обновленной системы репутации.
Игрок может себя вести в игре ровно так, как ему захочется. Он может всем помогать направо и налево, а может и воровать, и убивать. Люди вокруг это будут помнить (если увидели, конечно). Причем стражники тоже за всем происходящим следят. За многократные нарушения вы сможете побывать в колодках, заплатить штраф и даже оказаться на висельнице — в последнем случае игра закончится раньше, чем вы этого хотели.
Визуальная составляющая впечатляет: детализированные пейзажи, архитектура и атмосфера средневековой Богемии создают ощущение полного погружения в эпоху. Музыкальное сопровождение, представленное оркестровыми композициями, усиливает это впечатление. 
Тебе хочется гулять по этому миру, и это чувство не отпускает до самого конца. Здесь реально можно поселиться на долгие часы, и тебе в какой-то момент просто захочется прогуляться по полям и лесам. Ты можешь охотиться, заниматься какими-то своими делами, но с элементами ограничений 1400-х годов. Например, конекрадство приведет тебя прямиком на плаху. Дичекрадство тут тоже не терпят, вся убитая падаль принадлежит королю. Но можно найти «правильных» людей и сбагрить им весь свой лут.
По сравнению с первой частью, многие механики стали глубже. И к ним добавились новые. Напомню, что Генри — сын кузнеца. И он теперь может полноценно заниматься кузнечным делом. Причем эта мини-игра глубоко проработана: тебе нужно пройти все этапы для создания того же меча: от выковки детали до её остужания. Особенную боль лично для меня вызвали подковы, которые тоже влияют на характеристики твоей лошади, которую тоже можно экипировать, чтобы она лучше выживала в суровом открытом мире.
С лошадью у тебя тоже есть система отношений. Новый конь может сбежать, скинуть тебя с седла или отказаться скакать галопом. Его нужно утешать и заботиться о нем. Правда, кормить только не требуется для повышения отношений с ним.
Прокачка и боевка стали лучше
Здесь обновили буквально все элементы. Даже систему сна, которая имеет разную степень комфорта для Генри. В собственном постели его характеристики быстрее восполняются, чем если ты будешь спать в корчме или на земле.
Как и раньше, по мере прохождения игры ваши характеристики растут. Есть общий уровень персонажа, а есть конкретные отдельные навыки, которые прокачиваются только тогда, когда ты выполняешь связанные с ними действия. Например, верховая езда не повысится, если вы ходите все время пешком, а драться на мечах и тесаках вы лучше не станете, если пользуетесь только луком или арбалетом.
По мере повышения уровня вашей статистики и навыков вы получаете доступ к различным бонусам, которые еще больше улучшают возможности Генри. Это может быть что-то простое, например, уклонение в бою, требующее на 40% меньше выносливости, или что-то более значительное, вроде способности скрытно убивать людей удушением. Некоторые из них могут быть изучены только определенными персонажами. Например, опытным вором, раскрывающим вам секреты карманной кражи – и то же самое относится и к комбо для различных типов оружия, которые вы можете экипировать. Это создает интуитивное и тактильное ощущение прогресса, где улучшение основано не на простом наблюдении за увеличением числа, а на обучении и работе.
Боевая система стала проще, и лично мне это нравится гораздо больше. Появились многочисленные связки, которые главный герой проводит в автоматическом режиме. То есть вам не нужно водить мышкой или стиком, чтобы Генри бил с разных сторон, — достаточно начать с одной стороны. А можно самостоятельно проводить более сложные связки, чтобы обойти очередную атаку противника или самому быстрее напасть.
Направлений ударов теперь четыре, а не пять. И этого оказалось достаточно, чтобы заметно улучшить боевую систему. Теперь каждый удар наносится быстрее, все анимации сократились. Динамика в целом ощущается лучше, а сражения стали более комплексными.
Система убеждения тоже никуда не делась. Все конфликтные ситуации можно попытаться решить мирным путем с помощью дипломатии. Тут уже все зависит от вашего красноречия и внешнего вида, который тоже влияет на восприятие окружающих. Даже при воровстве лучше носить темную легкую одежду, чтобы вас меньше видели и слышали.
Кстати, крутая деталь. Если вы украли у какого-то жителя ключи от его дома или сундука, он обязательно заметит эту пропажу. И даже если ему или страже не удастся вас найти, он обязательно сменит замки через пару дней.
И вы также можете отправиться в паломничество, чтобы искупить свои грехи. В KCD II никто ничего не забывает просто так. И даже телесные наказания есть, которые напомнят о ваших преступлениях в ходе диалогов другим людям.
Никуда не делась и алхимия.
По мере прохождения вы сможете открывать все больше рецептов, и вам нужно точно соблюдать рецепт приготовления очередного зелья или отвара. Иначе есть риск испортить напиток, понизив его качество или вовсе сделав его непригодным для употребления.
Оптимизация просто бомба
В последние годы очень тяжело найти игры, которые отполированы с первого же дня релиза. Kingdom Come Deliverance II относится именно к этой категории — она шикарно работает совершенно на разном «железе».
Я тестировал игру на RTX 3070, GTX 1070 Ti и ASUS ROG Ally. В последних двух случаях игра выдает стабильные 60 кадров на низко-средних настройках при разрешении 1080p. На портативной консоли даже можно добиться 50 FPS на высоких настройках, но с генерацией кадров и FSR (качество). На 3070 проблем с производительностью тоже нет — даже на ультра-настройках присутствуют стабильные 60 кадров с включенным DLSS.
Системные требования
Минимальные:
ОС: Windows 10 64-bit
Процессор: Intel Core i5-8400, AMD Ryzen 5 2600
Оперативная память: 16 GB ОЗУ
Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 1060 (6GB), AMD Radeon RX 580
Место на диске: 100 GB SSD
Рекомендованные:
ОС: Windows 10 64-bit (or newer)
Процессор: Intel Core i7-13700K, AMD Ryzen 7 7800X3D
Оперативная память: 32 GB ОЗУ
Видеокарта: NVIDIA GeForce RTX 4070, AMD Radeon RX 7800 XT
Место на диске: 100 GB SSD
Моя личная игра года
Kingdom Come Deliverance II оказалась просто потрясающей игрой. Я не встретил никаких багов или графических артефактов за все время прохождения. Она отлично оптимизирована.
А в сравнении с первой частью все механики стали глубже и лучше. Ты погружаешься в эту атмосферу сразу же, как запускаешь игру. И остановиться уже будет очень тяжело.
Игра доступна на PlayStation 5, Xbox Series X/S и ПК. На Mac можно запустить через эмуляцию. Новинка отрабатывает каждую вложенную в нее копейку.

14 комментариев
Форум →