Войти

Или войди с помощью

Обзор новейшей российской игры «Земский собор». Это продолжение той самой «Смуты», неужели стало лучше

Артём Баусов avatar |
/
04.04.2024
Обзор нашумевшей российской игры «Смута» (2024). Отличный учебник по истории, но что с игрой
Вот и состоялся долгожданный релиз российской игры «Смута». Вокруг проекта ходило много слухов о качестве разработки, хотя авторы постоянно публиковали «дневники», в которых рассказывали о состоянии проекта и изменениях в нём. На днях они даже выпустили демо-версию игры, в которой геймерам была доступна лишь Москва и тренировочные бои. Её релиз не обошелся без скандала: абсолютно все игроки жаловались на ужаснейшую оптимизацию и обилие багов. Что же сделала Cyberia Nova в конечном итоге? Давайте разбираться вместе. Спойлер: хорошего мало. Смутное время нас настигло В основу игры положен роман «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» за авторством Михаила Загоскина — это один из самых популярных романов России XIX века, который только при жизни автора выдержал 8 изданий. Казалось бы, авторы взяли за основу х

Прошло больше года с момента, как «Смута» попыталась доказать, что «русский Ведьмак» возможен. Вышло… ну, как вышло вы все помните.

Теперь студия Cyberia Nova вернулась с новой игрой — «Земский собор», и на этот раз обещает, что всё исправили и доработало.

Когда я впервые запустил игру, внутренний скептик готовился к очередной феерии багов и квестов уровня «сходи туда, поговори с тем, убей всё живое». Но не всё так плохо. Иногда даже наоборот.

«Земский собор» — это не прямое продолжение, а спин-офф. Попытка не просто сделать DLC к «Смуте», а показать, что разработчики умеют учиться. И хотя следы прошлого здесь чувствуется на каждом шагу, прогресс виден.

Если «Смута» была патетической, как учитель истории после трёх стопок, то «Земский собор» уже ближе к трезвому рассказу о людях, которые хоть что-то поняли из своих прошлых ошибок.

Встречаем новую историю

В «Смуте» нас мучил Юрий Милославский. Он ходил, страдал, рассуждал о Родине с выражением человека, который забыл, зачем вообще сюда пришёл. В «Земском соборе» на смену ему пришел казак Кирша, у которого хотя бы есть эмоции. Иногда даже две!

Кирша втянут в очередные интриги, борьбу за престол и судьбу Отечества. Всё бы ничего, но сценаристы снова пишут так, будто каждый диалог проверяет школьный учитель по ОБЖ. Вместо живых разговоров перед нами чуть ли не сплошные зачитывания из учебника.


Карта игры

При этом атмосфера у игры есть. Суровая, грязная, немного потная. Снег, туман, деревни с одинаковыми избами — визуально всё стало приятнее, но до настоящего чувства эпохи всё ещё далеко.

Больше похоже на реконструкторскую постановку, но проникнуться Москвой всё же получается.

Сюжет стал короче, но не насыщеннее. Героев чуть больше, но их не запоминаешь. Кирша вроде бы должен вести нас по пути становления, но затем понимаешь, что он всё тот же деревенский казак.

И всё-таки, есть одно отличие от «Смуты»: здесь хотя бы можно следить за сюжетом, не засыпая. Иногда он даже затягивает: не из-за драмы, а из чистого любопытства.

Геймплей и правда стал лучше. Но это не сильный скачок вперед

Игра делится на три части. Ходим по локациям, регулярно натыкаемся на мини-активности и вступаем в бои.

Мини-игры тут не украшают процесс. Это бесконечные QTE на поднятие телеги и сбивание сапог, расследования уровня подойти к выделенным точкам и нажать кнопку. Это, увы, выглядит убого, лучше бы авторы сосредоточились на истории, сделали игру более линейной, без открытого мира.

Боевая система ощущается лучше, чем в «Смуте», но до удобной она не дотягивает. В арсенале есть:

  • легкие и тяжелые атаки
  • блок
  • уклонение
  • пинок
  • пистоль
  • метательные ножи
  • особый удар

Всё это на удивление работает, но криво. Тяжелая атака почти не выгоднее легкой (урон буквально совсем немного больше, а анимация срабатывает в 2 раза дольше), полные комбо провести почти невозможно, потому что третий удар враги почти всегда блокируют или начинают уворачиваться.


Есть и мини-игры (сюжетные)

Идеальные тайминги блока и уклона есть, но их очень тяжело добиться из-за того, что анимации атак то и дело слетают или сбиваются. А еще персонаж может направиться совсем в другую сторону или пропустить комбо от противника, которое уже потом не остановить. Как итог: тебя убили за 5 секунд.

Пинок тут скорее дисбалансный инструмент, который оглушает и даже прерывает атаки на расстоянии больше визуального контакта. То есть ты можешь отойти от врага на метра три, а Кирша за мгновение прилетит к нему с пинком.

При этом боевая система стала быстрее и требовательнее. Придется уклоняться от неблокируемых атак, парировать, пользоваться огнестрелом и ножами, вовремя активировать навыки. Это всё требуется и работает в связке, еще бы криво так не работало, и цены бы не было.

Боссы способны наказать за ошибки. Они «потные» и сложные. Чего стоит первой босс, которого я колупал почти полчаса из-за все той же кривоватой боевки.

wp-image-1343906wp-image-1343907

Обычные враги любят атакопвть скопом, плюс у них у всех имеется автопритяжение во время анимаций ударов. Противник достает даже если вы отошли на заметное расстояние. Это усложняет позиционирование и выбивает из темпа.

Стелс… он стандартный. Враги ходят патрулями, реагируют на шум, оглушенного способны поднять по тревоге, а информеры над головами объясняют состояние обнаружения. Это совсем базовый уровень, но не самый топорный, как во все той же «Смуте». Но в плюсы я бы его все равно не стал записывать.

Прогресс системы развития есть. Игра позволяет улучшать саблю, пистоль, ножи, запас зелий, здоровье, стойкость и параметры скрытности. Часть улучшений привязана к NPC типа травницы. Например, увеличение количества зелий выдают через ее квесты, которые не отмечаются на карте и требуют ручного визита.

Мир хоть и открытый, но доступ к большей части локаций открывается постепенно. По мере линейного прохождения сюжета.

Диалоги предлагают выбор реплик. Периодически попадаются задания с альтернативами, но вариативность минимальная. Да и почти все сайды завязаны на QTE, что нереально бесит.

Оптимизация далека от идеала. И это влияет на геймплей


Вот тут я не мог пролезть, потому что прошлая анимация залагала, а кнопка не активировалась

Архитектура Москвы и подмосковных сел получила масштаб. Появились новые модели домов, а освещение стало мягче и реалистичнее.

Текстуры стали четче, но далеко не на всём. На лицах героев до сих пор можно изучать следы устаревшего движка. А катсцены всё ещё выглядят на уровне фанатских модов для Skyrim. Анимации слабые и посредственные, бюджета явно не хватало авторам.

wp-image-1343908wp-image-1343909

Оптимизация оставляет двоякое впечатление. В новинке периодически возникают подтормаживания и фризы, особенно при смене локаций. Один раз у меня игра внезапно зависла, а потом перекинула героя в центр города без текстур (хотел заскринить, но и в этот момент игра вылетела).

Постановка сцен выглядит бедно. Анимации короткие, камеры дергаются, синхронизация с диалогом сбивается. Даже важные сюжетные события лишены выразительности, что не может не вызвать легкий смех.

Ну и, как я уже говорил выше, микрофризы напрямую влияют на геймплей. Из-за этого враги могут куда-то пропасть или наоборот нанести удар, а ты его ни заблокировать, ни увернуться от него не сможешь.

Шаг вперед, но…

«Земский собор» — это шаг вперёд по сравнению со «Смутой», но до хорошей игры он всё равно не дотягивает. Видно, что авторы поработали над ошибками, убрали самые вопиющие баги, ускорили бои, сделали сюжет короче и связнее.

Но всё остальное осталось на том же уровне: тугие анимации, никакая актёрская игра, странная оптимизация и механики, которые работают через раз.

Играть можно, особенно если помнить, откуда серия начинала, но удовольствия это всё ещё приносит мало. Проект стал честнее, но не интереснее.

«Смута» позорила отечественный геймдев, «Земский собор» просто его не украшает.

Новинка уже доступна в VK Play и стоит 613 рублей. Для тех, кто купил «Смуту» до релиза «Земского собора», игра будет бесплатной.

56
8
4
Что-то пошло не так
undefined
iPhones.ru
Прошло больше года с момента, как «Смута» попыталась доказать, что «русский Ведьмак» возможен. Вышло… ну, как вышло вы все помните. Теперь студия Cyberia Nova вернулась с новой игрой — «Земский собор», и на этот раз обещает, что всё исправили и доработало. Когда я впервые запустил игру, внутренний скептик готовился к очередной феерии багов и квестов...

Войди и оставь комментарий

Или войди с помощью

<- Назад Забыли пароль? Войти

9 комментариев

Форум →
  1. Виталий avatar
    Виталий 4 ноября в 19:23
    0

    После распила бюджета на разработку, сложно сделать нормальную игру

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  2. Visual GameDev avatar
    Visual GameDev 4 ноября в 19:24
    3

    Никогда у разработчиков на гос деньги ничего не выйдет хорошего. Потому что большую часть бюджета надо просто «освоить».

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  3. scream13 avatar
    scream13 4 ноября в 19:31
    1

    “Прошёл ровно год с момента, как «Смута» попыталась доказать, что…” это игра. На самом деле прошло уже больше 1,5 лет.

    Артём Баусов avatar
    Артём Баусов4 ноября в 19:35
    1

    Вы правы, спасибо

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  4. A
    Airy Fizz
    4 ноября в 19:53
    0

    Ну, как говорится, поняли, и бог с ними…)))))))))

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  5. 1
    1
    4 ноября в 21:23
    3

    Только умственно-отсталый может купить это.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  6. V
    Vadim KARTAMYSHEV
    4 ноября в 21:58
    0

    Ахахах ) и у кого ноль? 😂

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  7. sengiley88 avatar
    sengiley88 4 ноября в 22:05
    0

    не понимаю что эту смуту так ругают, графоний так вообще живенький, особенно по сравнению с унылыми поделками миядзаки

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  8. Xx_noobslayer_xX avatar
    Xx_noobslayer_xX 5 ноября в 13:11
    0

    Вы правы, спасибо

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
Помни о правилах — если начал оффтопить, то не удивляйся потом.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.