Когда то давно мы уже разбирали, какие игры и за что запрещали в разных странах. Как правило, речь шла о полном запрете и скандалах, связанных непосредственно с фактом релиза какого-либо проекта.
Сегодня же мы вспомним кое-что интересное из разряда цензуры компьютерных игр. Уверен, выводы и некоторые примеры вас сильно удивят.
Уморительная пытка в Metal Gear Solid: Peace Walker
Одна из фишек главной серии Хидео Кодзимы — в каждой части есть сцена, где главного героя пытают, а геймеру приходится натурально ломать пальцы (особенно в случае первой части), чтобы переживать истязания.
Не обошло это стороной и портативную (ту самую, что считают настоящей 5-й частью) Peace Walker. Там по сюжету Биг Босс попадает в плен, перед ним в стильной кат-сцене, что в этой игре и так выполнены в виде комиксов, начинают щелкать электродами и…
И во всех версиях как обычно — крики боли, здоровье уменьшается, а вы неистово жмете на «треугольник», чтобы не умереть. Во всех, кроме внезапно ЯПОНСКОЙ. Там как минимум звуковую дорожку заменили на истерический смех, а контекст самой сцены свели к щекотке.
Причина проста: портативную игру для пущего охвата продаж хотели уместить в рейтинг CERO-C (от 15 и старше), а конкретно эта сцена сильно мешала. Всё остальное происходящее в игре (политику, наемничество, тяжелый вопрос мира и войны) рейтинговую комиссию, видимо, не волновало.
Философия борьбы в первой Half-Life
Иронично, но в Германии в свое время очень не любили насилие. Особенно это касалось формата «человек на человека», так, например, серия Contra превратилась в Probotector, игру, где роботы стреляют по другим роботам. В целом исторически считается, что цензура в Германии самая жесткая в Европе.
Иногда игры не переделывают, а нещадно режут из них кровь, проявления жестокости и всё такое, а если подрезать не получается — запрещают целиком, ибо нечего вам на жестокость смотреть.
Но вот культовую Half-Life запрещать не стали, ибо уж слишком хорошо продавалась и набирала то, что в наше время называют хайпом. Только вот цензура здесь настолько идиотская, что ей-богу, лучше бы запретили. Помимо очевидно полного удаления крови и прочей требухи, у геймеров забрали возможность убивать людей. Полностью.
То есть стреляет в вас солдат из отряда зачистки свидетелей, вы стреляете в ответ, а он не умирает, а… садится на пол и качает головой в порыве лютого разочарования в себе. Выглядит в наше время жутко смешно, но, уверен, актуальным геймерам видеть такое было не очень приятно, даром что эта версия прожила до 2017 года на полках магазинов.
Лучи красоты в Devil May Cry 5

Серию Devil May Cry разные люди любят за разные вещи. Некоторые геймеры уважают местный дизайн и музыку, есть те, кто ценит глубокий, почти киберспортивный (при правильном подходе) геймплей, находятся и те, кто ценит сюжет и персонажей, особенно женских.
И вот с последним у Capcom в принципе проблем не было никогда и ни в одной игре в принципе. Не совру, если скажу, что Ада Вонг, Регина и Джилл Валентайн сформировали вкус в женщинах как минимум у двух поколений геймеров.
Не отстает по качеству и последняя (возможно, не только на данный момент, но и в принципе) Devil May Cry 5, в которой показали то, о чем геймеры мечтали годами, — обнаженных (в рамках приличия) Леди и Триш, главных горячих символов франчайза. Но праздник испортил западный офис PlayStation, который зацензурил лучшие кат-сцены в игре откровенно дурацкими бликами света там, где показывают самую нужную часть Триш.
При этом у той же Sony есть вторая часть The Last of Us, где, помимо жестокости на грани снафф-фильма, есть и вполне себе сцена соития, максимально неэстетичная и без цензуры. Такое вот лицемерие, да.
Никаких вам плохих выборов в Fallout 3

Возвращаемся в Японию, но не к японской игре. Помните же, как весь мир взорвал релиз Fallout 3? Я тоже, но в интернете говорят про какое-то там величие. Всё, чем мне запомнился триквел, это начало игры с рождением и первый город Мегатонна, где был довольно интересный моральный выбор.
Дело в том, что в центре города лежит ядерная бомба, вполне себе рабочая и готовая к детонации. Есть те, кто ей поклоняются, равно как и те, кто ее очень сильно боится и усиленно думает, что с ней можно сделать, чтобы она перестала представлять угрозу. А есть мистер Бёрк — мутный тип, который в какой-то момент предложит взять взорвать город со всеми жителями ко всем чертям. Звучит мрачно, но на деле забавный выбор, который приводит к очень по-черному смешным диалогам после содеянного.
Только вот геймеры из Японии такой исход не увидят. Почему? Да потому что это национальная травма, над которой шутить не очень-то красиво (зато красиво забывать о причинах, да?), и поэтому мало того, что в игре переименовано оружие Fat Man (потому что именно так называлась атомная бомба, упавшая на Нагасаки), так и ветка Бёрка удалена полностью, чтобы лишний раз не задевать чувства нежных самураев.
Гендерные вопросы Watch Dogs 2

Финальный пример абсурда пришел из Франции, а конкретно из Ubisoft. Тут немного зайдем издалека. В компьютерных играх так или иначе стали не стесняясь показывать половые органы без цензуры, лишь бы игра была в рейтинге 18+, и всем в принципе с этим нормально.
Только вот делиться скриншотами подобного содержания (официальным способом на консолях имею в виду) может быть слегка опасно — история знает несколько случаев, когда геймеры за шейринг таких скриншотов получали бан аккаунта, например, недавно за оголенную грудь из Cyberpunk 2077 такое было.
А чуть раньше такое случилось с игрой Watch Dogs 2. Геймер на PS4 нашел внутриигрового NPC-девушку, у которой… скажем так, всё было на месте и довольно проработано нарисовано ниже пояса. Он сделал скриншот, выложил его в ленту «Что нового» в PSN и схватил бан на неделю.
Казалось бы, ладно, но на вирусный инфоповод прибежала Ubisoft, извинилась и выпустила патч, который правит все женские модельки, чтобы геймер не нашел там чего неподобающего. Только вот… у мужчин всё было на месте и ОСТАЕТСЯ ДО СИХ ПОР. Такая вот выборочная цензура с налетом половой дискриминации.
Иногда цензура это правда смешно
Для меня в свое время стало удивлением, что оплотом цензуры на самом деле долгое время была Япония. Там даже родные для рынка игры выходили со значительными сокращениями, особенно в вопросах демонстрации жестокости, даже если изначальный рейтинг совпадает с нашим 18+ или около него. Например, последние части серии Resident Evil или все та же The Last Of Us 2.
Но я не стал брать эти примеры, потому что они по сути не забавные, а типичные, ну вырезали кровь и всё, подумаешь, хотя другой горячий контент и откровенно лучшие дизайны женских персонажей в индустрии — это пожалуйста. А вообще, смешная цензура — это, конечно, хорошо. Но когда ее нет… Всё воспринимается более целостно, что ли.
С этой мыслью вас и оставляю. Хорошего дня!

Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.