Не ошибусь, если скажу, что в наших широтах серия The Legend of Zelda обрела максимально возможную популярность только в 2017 году с выходом Breath of the Wild, а до нее про серию знали, но либо из рассказов фанатов, либо из роликов Василия Русяева.
И знаете… А ведь это проблема, ведь мимо нашего геймера прошел фактически целый пласт классных игр, многие из которых буквально изменили индустрию. Сегодня я постараюсь убедить вас восполнить этот пробел и рассказать про лучшие части The Legend of Zelda, в которые можно сыграть и полюбить.
The Legend of Zelda: The Minish Cap, как отличная точка входа во франчайз

Как правило, такие материалы начинаются с советов хотя бы одним глазом посмотреть на самую первую часть «Зельды», а затем пойти и попробовать «A Link to the Past», которая выходила на SNES, мол, это чуть ли не лучшая 2D-часть серии.
Утверждение спорное, и я предлагаю зайти с другой стороны. The Legend of Zelda: The Minish Cap вышла для Game Boy Advance, является чуть ли не самой красивой игрой на платформе и довольно легко усваивается как самая первая игра франчайза для новичка что с точки зрения сюжета, что со стороны геймплея.



По части сюжета (хоть это и не главная черта серии, объективно) проект находится чуть-ли не в самом начале таймлайна и практически не имеет явных ни визуальных, ни нарративных отсылок на прошлые части, такой ситуации, что вам показывают что-то, а вы не понимаете, что это, потому что не играли в прошлые игры, тут не случится.
А местный игровой процесс — это квинтэссенция того, чем является серия The Legend of Zelda. Линк путешествует по большому, но изначально сегментированно закрытому игровому миру в поисках способа снять проклятие с принцессы Зельды. Игра дарит прекрасное чувство приключения и первооткрывательства, особенно с учетом того, что Линк может превращаться в микроскопическое существо под названием Миниш. Когда это происходит, привычный ландшафт меняет логику исследования.
🎮Где играть в 2025: Игра входит в состав подписки Nintendo Switch Online, но там нет любительского перевода от команды Zelda64rus. Если нет Nintendo Switch, то стоит попробовать игру на Anbernic RG35XXSP, которая повторяет дизайн Game Boy Advance SP. На этой же консоли вполне с комфортом получится поиграть и во все классические части серии, что выходили на NES, GB и SNES.
Взрослая и мрачная The Legend of Zelda: Twilight Princess

В качестве антипода двухмерной и цветастой Minish Cap также стоит попробовать одну из самых «эджи» частей серии. Это, кстати, единственная игра с не детским рейтингом 6+, а подростковым 12+ по системе оценки возрастного рейтинга игр.
Потому что тут и темы в сюжете посложнее, и даже кровь покажут. А еще местные катсцены настолько тревожные, что их впору использовать во всяких хоррор-нарезках.



Местный сюжет расскажет о борьбе королевства Хайрул с неким «Сумеречным Царством» — темным параллельным измерением, что окутано туманом и смертью. История царства трагична, и у жестокости его населения даже есть очевидное обоснование.
Геймплей Twilight Princess сосредоточен на исследовании двух миров по очереди. Смена местности с относительно солнечного Хайрула на Сумеречное Царство подчеркивается не только визуально — входя в параллельный мир, Линк теряет человеческий облик и превращается в волка. Подобный дуализм максимально эксплуатируется как в боевой системе, так и в решении загадок.
🎮Где играть в 2025: Дело в том, что The Legend of Zelda: Twilight Princess, к сожалению, заперта на GameCube и Nintendo Wii, а ее HD-версия до сих пор эксклюзив Wii U. Решает эту проблему соответствующий эмулятор (Dolphin в случае Wii/GC или Cemu в случае Wii U) запущенный на современно портативке из Китая, например Retroid Pocket 5, или на Steam Deck.
Не устаревающая визуально The Legend of Zelda: The Wind Waker

И снова антипод, а также самая (лично по моему мнению) стильная игра франчайза. The Legend of Zelda: The Wind Waker в свое время вызвала много споров внутри фан-базы, так как проект оказался даже чересчур мультяшным на фоне всех предыдущих частей.
А с годами стало понятно, что выбранный визуальный стиль формата cell-shading позволил игре прекрасно состариться визуально и удивлять до сих пор.



The Wind Waker предлагает красивый, по-летнему яркий сеттинг. Главный герой живет на отдаленном острове, окруженном бескрайним океаном. Сюжет повествует о его приключениях в компании пиратов и путешествиях по разным островам.
Путешествия — важная часть игры. Большая часть геймплея посвящена исследованию огромного открытого мира на личном корабле, который умеет разговаривать. Линку, помимо борьбы за спасение мира, придется в том числе поискать подводные сокровища и исследовать пещеры и острова, не всегда сюжетные, кстати. Интересно, что игра предлагает настоящий открытый мир без загрузок. Для своего времени это был прорыв.
Если зайдет Wind Waker, то продолжить приключения «мульт-Линка» (так его прозвали в фандоме) можно будет в еще двух играх — Phantom Hourglass и Spirit Tracks. Правда, для них придется раздобыть Nintendo DS, на эмуляторе будет максимально неудобно.
🎮Где играть в 2025: Не так давно проект появился на Nintendo Switch 2 в рамках подписки Nintendo Switch Online. Но если нет желания пробовать игру без перевода и платно, то она отлично работает на эмуляторе Dolphin (или Cemu если хотите попробовать HD переиздание для Wii U) запущенном на Retroid Pocket 5, или Steam Deck.
Главная дилогия индустрии: The Legend of Zelda: Ocarina of Time и Majora’s Mask

А закончить я предлагаю дилогией, которая во многом изменила мир. Первая игра определила как будут выглядеть и работать все экшены от третьего лица в мире, а вторая воспитала целое поколение геймеров фанатов поиска глубинного смысла везде, даже там, где он изначально не подразумевается.
The Legend of Zelda: Ocarina of Time — это первая игра в серии, что выполнена в полноценном 3D, и вышла она в те годы, когда никто буквально не понимал, как должны работать экшен-игры в объемном формате. О том, как эта игра изменила историю индустрии, можно писать очень долго, поэтому я обойдусь парой фактов: именно Ocarina of Time показала, как нужно режиссировать сражения и планировать систему прицеливания.



Эта же игра, точнее то, как она показывает мир и подход к его исследованию, вдохновило тысячи разработчиков. Хидетака Миядзаки (автор Dark Souls) говорил, что если бы не Ocarina of Time, экшен-РПГ не существовали бы в том виде, в каком мы знаем их сейчас.
А ее прямой сиквел Majora’s Mask стал не только грамотным развитием идей по части игрового процесса, но и, наверное, самым… мрачным, нервным и тревожным опытом для почти всех, кто ее пробовал.
Дело в том, что ее сюжет представляет собой временную петлю: городу Термина и всем его жителям осталось жить всего 3 дня, а потом их уничтожит упавшая с неба зловещая луна. Сказать, что по местному сюжету и нарративу построены тысячи теорий и трактовок, — это ничего не сказать.
🎮Где играть в 2025: И вот тут мы встречаемся с проблемой. Оригинальные версии с Nintendo 64 есть в составе подписки Nintendo Switch Online, но, откровенно говоря, играть в них сейчас будет больновато. Обе части получали очень классные переиздания на Nintendo 3DS (причем «Окарину» рекламировал сам Робин Уильямс, у которого дочь зовут Зельда в честь серии игр, кстати), но эмулировать 3DS — это местами опыт сомнительный. А еще для ПК (и Steam Deck) существует проект Ship of Harkinian — это любительский порт обоих игр с улучшениями и правками графики. На данный момент, если нет 3DS, это лучший вариант.
Серия действительно во многом изменила мир

Справедливости ради, тому, что конкретно сделали приключения Линка для индустрии, впору посвящать отдельный материал, слишком уж много штук, что сейчас привычные и обыденные для современного игрока, впервые появились именно в разных частях «Зельды».
Отсюда и лично у меня огромное непонимание, почему в наших широтах более-менее массово эти игры стали любить (и при этом фанаты качественно перевели буквально все части) только после релиза Nintendo Switch и дилогии BOTW/TOTK. Во франчайзе и до них была огромная куча крутых и самобытных проектов, в которые можно ворваться без задней мысли. Серия ценна как раз тем, что нарративно она не требует практически ничего от игрока, и начать погружение можно буквально с любой части.
А лучше с одной из тех, что упомянуты в этом материале. Главное — откинуть стереотипы про «агуша-гейминг» из головы и попробовать.
С этой мыслью вас и оставляю. Хорошего дня!

“огромное непонимание, почему в наших широтах эти игры стали любить только после релиза Nintendo Switch” – всё просто: SNES (Super Famicom) в середине 90-х в СНГ с треском проиграла конкуренцию Mega Drive. Прежде всего потому, что для неё не было пиратских картриджей. Затем, когда вышла N64, история повторилось, только уже с PlayStation и DreamCast, штамповать пиратские диски для которых стало ещё проще. Когда Nintendo наконец выпустила GameCube, было уже слишком поздно.
Небольшое, но важное дополнение: две первые игры франшизы Zelda: The Legend of Zelda (1986) и The Adventure of Link (1987) не выходили на Dendy. Собственно это были единственные игры этой серии на NES (Famicom).