Многие вещи в нашем сознании воспринимаются исключительно через призму ассоциаций. Например, вот когда мы говорим о старых приставках, то у абсолютного большинства первое, что придет в голову, — «Денди», NES и им подобные. Ну, может, кто-то вспомнит Atari 2600.
И вот да, Atari. А кто-нибудь вообще помнит, что и до американской убийцы игровой индустрии были другие консоли, в том числе и попытки в портативные? Нет? Тогда сегодня мы окунемся во времена, когда зарождалась целая индустрия, и во что играли люди до Atari, NES и Game Boy.
1. Первая игровая приставка в мире — Magnavox Odyssey

В 1951 году инженер Ральф Баер подумал: а может ли телевидение быть интерактивным? Эта мысль прожила с ним вплоть до 1972 года и воплотилась в чёрно-бело-коричневом корпусе первой в мире коммерческой игровой приставки.
Имя ей — Magnavox Odyssey, и за ее разработку отвечала небольшая компания энтузиастов, во главе которой стоит ветеран второй мировой войны и человек, которого в наше время называют «отец видеоигр» — Ральф Баер.



Всего для первой приставки в истории было выпущено 28 игр, большая часть которых требовала наклеить специальную накладку на экран телевизора (например, с имитацией теннисного корта), а управление осуществлялось с помощью контроллера в виде коробки с двумя ручками по бокам. Никаких кнопок и крестовины тем более тогда не существовало.
Только, несмотря на красивую завязку, финал у истории печальный. Для начала, факт: на момент старта рекламной кампании в октябре 1972 года не существовало такого слова, как «видеоигра». Никто буквально не понимал, как рекламировать эту коробку из будущего.
А еще ударом стала крайне неудачная модель распространения: Odyssey продавалась только через дилеров Magnavox либо отдельно за 99,99 долларов США, либо за 50 долларов при покупке вместе с телевизором, который стоил около 100 долларов в среднем. Итого комплект телевизор плюс приставка — это 150 долларов тогда или 1200 долларов в наше время.
В результате суммарные продажи составили около 350 тысяч единиц с 1972 по финальный для жизни приставки 1975 год.
2. Coleco Telstar или «собери приставку сам»

Но не только Ральф Баер горел идеей сделать телевизоры в доме интерактивными. На волне инноваций Magnavox Odyssey вылезли и Atari со своим Pong, и даже японская TV Tennis Electrotennis, которая подключалась по УВЧ-антенне, а не по проводу.
Особняком среди попыток стать таким же успешным можно считать компанию Coleco и ее серию приставок Telstar.



Номинально, Telstar в своей основе содержали только одну игру – собственно вариацию Pong от Atari. Что отличало от конкурентов? Формат “собери меня сам”. Игровые приставки продавались частично разобранными. Счастливый обладатель должен был сам собрать устройство как конструктов.
Всего существовало 15 модификаций Coleco Telstar, которые отличались как внешним видом так и вариациями игры Pong и некоторых других околоспортивных игр. Прожила на рынке серия приставок с 1976 года по 1980 и умерла на фоне спада интереса к односложным играм формата Pong.
3. До великой NES у Nintendo была Color TV Game

Сейчас уже мало кто помнит, что Nintendo свой первый шаг на рынок стационарных приставок делала не в 1983 году, а еще в 1977, и уже тогда эта попытка кардинально отличалась от конкурентов.
А до этого компания так вообще производила карты для простых игрушек, но успех аркадной Space Invaders и внезапно нефтяной кризис 1973 года (из-за него стоимость производства игрушек увеличилась в несколько раз) развернули планы на 180 градусов.


Номинально, Color TV Game — это не одна приставка, а целое семейство. С 1977 года по 1980 было выпущено пять версий с частично разным набором игр. Так, например, первые две Color TV-Game (у которых на коробке красовались цифры 6 и 15) содержали в себе исключительно лицензированную у Magnavox версию игры Pong с разными модификаторами сложности. Отличалось только количество вариаций Pong, а также формат контроллеров.
А в Color TV-Game Racing 112 вместо контроллера был руль, а в памяти держалась игра Speed Race с видом сверху. Номинально идею, скорее всего, каким-то образом подсмотрели у компании Coleco, но с одним важным изменением — Nintendo Color TV Game умела выводить цветную картинку на экран.
По разным данным, всего было продано от 1,6 до 3,6 миллионов экземпляров со средним ценником в 12 тысяч йен. За пределы Японии консоль так и не выбралась, а производство мягко свернули ради разработки Nintendo Famicom, или же NES.
4. Портативная революция от Milton Bradley которая называлась Microvision

Принято считать, что портативный рынок сформировала Nintendo со своим Game Boy, но это не значит, что до нее не пытались. И речь сейчас не совсем про портативные устройства, где игра всего одна. История карманных консолей началась с проекта Milton Bradley Microvision в 1979 году.
Это была первая карманная консоль со сменными картриджами и даже первым прототипом «крестовины» на игровом контроллере.



Суть Microvision такова: устройство в себе содержит исключительно чипы для работы монохромного дисплея и разметку для органов управления. А сами кнопки и даже процессор, который отвечал за запуск игры, располагался на картридже.
Правда, сейчас эти штуки сложно назвать «картридж», это скорее была насадка на корпус с уникальным принтом и набором кнопок под каждую игру, которые были примитивнее, чем на вашем китайском тетрисе из 90-х. Всего было выпущено 13 игр, среди них была даже лицензированная по серии Star Trek.
Несмотря на внушительную цифру в 8 миллионов проданных единиц, история Microvision закончилась уже в 1981 году. Причиной стали многочисленные жалобы на откровенную ненадежность устройства, да и разнообразие игр вкупе с частотой их выпуска не радовало. Так, например, в 1980 году их было всего две. Цена консоли при этом составляла 51 доллар, что с учетом инфляции в наше время равно 226 долларам за экземпляр.
5. Попытка стать круче чем Atari в лице Arcadia 2001

Все о чем мы говорили выше исторически принято относить к первому поколению консолей. А еще весь мир принял факт, что второе поколение всухую победила Atari со своей культовой 2600. Но это не значит что у нее не было конкурентов.
Arcadia 2001 – 8-битная приставка второго поколения, выпущенная Emerson Radio Corp. в марте 1982 года. Библиотека игр насчитывает 51 уникальную игру и 10 вариаций. Качество картинки сравнимо с Intellivision, другим конкурентом Atari. Найти сейчас, как выглядели игры тех лет, откровенно трудно.


Во что, собственно, предлагалось играть и каким образом? У Arcadia 2001 в комплекте был игровой контроллер, больше похожий на пульт от телевизора, с набором цифровых кнопок и джойстиком (указателем направления). Набор игр содержал в себе в основном стандартные аркадные игры, похожие на Space Invaders, без какого-либо намека на глубину в механиках, хотя во втором поколении консолей уже пора бы, вспоминая ту же Atari.
Ценник на приставку составлял 99 долларов США, если переводить на текущие реалии цены, это примерно 331 доллар. У компании Emerson была ставка на партнерское лицензирование, то есть разные компании выкупают права на производство и продажи игрушки под своим брендом. Но уже спустя 18 месяцев всё прикрыли — успеху помешали как общая отсталость на фоне конкурентов, так и обвал игровой индустрии 1983 года.
Сейчас они практически исчезли. Зато пришла стандартизация
Первое, что приходит на ум при наблюдении за первым и частично вторым поколением консолей, это осознание, сколько тогда компаний пытались запрыгнуть в набирающий скорость поезд хайпа домашних игровых систем.
Для покупателя это, кстати… Нет, не было плюсом. Сравните, что у нас сейчас: три больших вендора домашних систем, один портативных и пяток производителей портативных на ПК да китайских эмуляторов. И от каждого при условии максимального количества информации мы всегда примерно знаем, чего ожидать в плане качества, не говоря уж о том, что игры выходят везде и, по большому счету, одни и те же.
А тогда это был настоящий Дикий Запад, где в первую очередь балом правил маркетинг и кричащие названия, но никакой конкретики. И, само собой, риск: в опасности были как компании, которые выпускали устройства на новый рынок, что называется, «в никуда», так и первые геймеры, что вообще покупали кота в мешке с непонятной перспективой. Собственно, большинство таких «котов» убил кризис 1983 года, о котором я писал материал ранее.
Отсюда и мысль, что, возможно, я повторяю, возможно, в том, что у нас сейчас не такой большой выбор девайсов к покупке, — это лучший исход как для индустрии, так и для игроков.
С этой мыслью вас и оставляю. Хорошего дня!




“карты для простых игрушек“ – чито?