Чтобы понять то, что человек уникален достаточно спросить, чем он занимается, чем он увлекается, и какие у него планы на будущее. Гениальный человек назовёт три разные вещи, в каждой из которых он будет профи. Писать книги? Запросто. Петь? Лучше всех. Играть на музыкальных инструментах? Легко! Особенно при наличии пары-тройки проверенных друзей.
На моем пути несколько лет назад встретилась Екатерина Никитина aka katenkart, попадающая под все эти критерии: дизайнер, музыкант, писатель, иллюстратор и просто яркий человек. Однако речь сейчас пойдёт не о её заслугах на дизайнерском или ювелирном поприще. Мы поговорим о музыке и о желании воплотить мечту в реальность.
Так случилось, что на издание своего первого сольного альбома у katenkart (а именно под таким именем её знают слушатели и зрители её видеоблога), как и у многих музыкантов, не был ни средств, ни возможностей. На помощь пришёл российский краудфайдинговый сервис Boomstarter – самый удобный и простой способ привлечения коллективного финансирования для старта проекта.
На реализацию всего задуманного (а задумано было много) Кате требовалось 75 тысяч рублей, которые она и начала собирать на Boomstarter. Понятно, что можно было свистнуть по друзьям, поскрести по сусекам, и необходимая сумма нашлась бы мигом, но здесь было дело чести – собрать всё самостоятельно и окупить выпуск альбома. Сразу скажу, что нужный объем средств собрался раньше времени, а итог даже превысил все ожидания.
Все иллюстрации к книге, всё оформление альбома katenkart делала сама. При помощи iPad. Я уже упоминала то, что она одна и тех, чьё умение создавать и творить – для меня являются маячком, так вот, то, что она делает с iPad, не идёт ни в какое сравнение с нашим использованием планшетника Apple. Вот небольшое видео о том, что можно вытворять на обычном, казалось бы, iPad Air при помощи стилуса Wacom Bamboo и программы Procreate. Правда для этого необходимо иметь ещё и золотые руки.
В видео использована песня «100 километров» из альбома «Много воды»
Ната: Катя, привет. Я следила за твоим проектом и даже вложилась в него, решив поддержать хорошее начинание. Скажи, с чего возникла идея обратиться именно на краудфандинговый ресурс за деньгами?
Катя: Привет, Ната. Стоит сказать что краудфандинг – это не волшебная палочка – это инструмент. Это готовая платформа для рекламы и предпродажи. Это удачный инфо-повод. Это много, много работы. Это уйма нервов, это азарт и адреналин. Это страшно и весело. Нам надо было прыгнуть выше головы, но для кульбита не хватало только капитала, а это был вариант – и ещё какой.
Ната: Катюша, хорошо. Мы определились с тем, почему ты выбрала такой способ сбора денег. Скажи, теперь, почему для этого подошёл именно Boomstarter?
Катя: В России сейчас есть два равно успешных ресурса: Boomstarter.ru и Planeta.ru. Каждый из них по-своему хорош, у каждого своя специфика, своя публика и свои принципы работы, поэтому надо делать свой выбор только после того, как хорошенечко изучится мат часть. Я выбрала Boomstarter, и это на 20% определило судьбу проекта – мы подошли друг другу. Дело в том, что Planeta – ресурс довольно демократичный: пользовательское соглашение намного мягче и лояльнее, простая и гибкая система оплаты, есть возможность забрать собранные деньги, если ты набрал лишь половину суммы, озвучиваются какие-то программы продвижения музыкантов, собирающихся на их платформе, куча своих же, родных сервисов, включая сервис по цифровой реализации музыки. Поэтому музыкантов на Planeta МНОГО. Вообще мелких, копеечных проектов там миллион. И нас в этом бурлящем месиве было бы не видно. Boomstarter много жёстче и требовательнее: присвоить можно только полностью собранную сумму, в правилах уйма запретов и исключений, способов внесения денег в систему меньше, а вытащить из бумстартера деньги в случае, если поддержанный тобой проект провалился – довольно трудно. НО. Все минусы бумстартера, если подумать, быстро выливаются в уйму плюсов. Например, музыкальных проектов на бумстартере меньше в разы. Это значит, что ты заметен. На эту платформу в основном идут с проектами те люди, у которых все хорошо, модно, красиво и по-крупному, поэтому репутация ресурса в СМИ заметно лучше (это я заметила, договариваясь о публикациях). А то, что покупателю со счета на бумстартере труднее вытащить деньги – работает вам на пользу, если недавно кто-то из ваших знакомых провалил сборы. Тогда есть шанс, что часть их неудавшихся спонсоров вас поддержит.
Ната: А ты не боялась запускать проект? Есть масса камней преткновения, из-за которых я бы никогда не решилась на подобное.
Катя: Я? Боялась безумно. И знаешь, почему? Потому что главной проблемой краудфандинга в России является то, что люди его автоматически ассоциируют с благотворительностью. Публика зачастую раздражается на «очередных побирающихся», а сами инициаторы проектов ждут, что им дадут денег просто так, за красивые глаза и из жалости. Поэтому первое, что стоит знать о краудфандинге – это не благотворительность. Это предпродажа. За пустую идею денег не дают. Неспроста вам необходимо придумать вознаграждение для спонсоров – это ваш товар, даже если вы собираетесь снять видео и выложить его в общее пользование (тогда вы продаёте место в титрах или участие в процессе съёмок, или статус главного спонсора проекта). В нашем случае всё было проще, нам было что предложить. Помимо диджипака (сборный картонный конверт с пластиковой основой) мы продавали электронные копии, сувенирную продукцию и диски оптом по более выгодной цене. Во всех своих текстах мы настаивали на том, что это ПРЕДПРОДАЖА, а не «сами_мы_не_местные».
Из первого пункта проистекает второй. Тем, кто будет читать наш разговор, хочется посоветовать основательно подготовиться. Максимально. Ваш товар к моменту старта проекта должен быть готов настолько, чтобы в день получения на руки денег вы уже могли все принести в полиграфию, а в идеале – сразу на почту. У вас должны быть все рекламные тексты, картинки и видео. Сразу подготовьте план публикаций в блогах и прессе, договоритесь со всеми заранее.
Не ждите от себя, что вы что-то сможете доделать в процессе. Не рассчитывайте на это. В этой нервной атмосфере может случиться всё. Я тяжело заболела на седьмой день кампании, сразу после сбора средств, сломался компьютер со всеми файлами для полиграфии, потом мы выяснили, что половина аудио-треков в процессе обработки получили непоправимые дефекты, которые надо исправлять перезаписью. Мы «превознемогли», но свой косяк я хорошо осознала.
Ната: Катя, расскажи, как ты всё-таки пришла к осознанию того, что пора выпускать в свет собственный альбом?
Катя: Если говорить вкратце о том, как я оказалась сваренной в этой густой каше, то вот тебе факты. Всю жизнь я увлекалась музыкой. Лет с десяти начала писать песни, а уж пела столько, сколько себя помню. Я никогда не планировала делать музыку основным способом заработка. Однако песни всё копились, а мой канал на YouTube с их исполнением под гитару довольно быстро стал популярным. Образовавшаяся братия «поклонников творчества» начала мерно гудеть о том, что пора бы уже аранжировать все это достойно и выпустить в виде полноценного альбома. В итоге мы с моим знакомым саунд-продюсером на год с лишним ушли в подполье и начали думать, пробовать, писать и переписывать. Пока мы аранжировали и переаранжировывали мои песни, я написала мрачноватую мистическую новеллу о перфекционизме, чудовищах, городе и гейзере, тесно связанную с концепцией альбома. В итоге нам пришлось записывать ещё и аудиокнигу. А у меня, дизайнера-иллюстратора по профессии, уже к тому моменту начали рисоваться иллюстрации…
После всех этих жизненный терзаний, мы решили собрать денег, чтобы выпустить красивое иллюстрированное лимитированное двухдисковое издание (диск с музыкой и диск с аудиокнигой) во плоти. Приценились и поняли – надо идти в народ. И пошли. Забегая вперёд, хочу сказать, что мы собрали больше, чем планировали.
Ната: Да, да, я об этом уже говорила нашим читателям. Кстати, аудиокнига получилась просто потрясающей. Она мне кажется вообще отдельным основополагающим продуктом. Для себя я её растянула на звуковые цитаты и некоторые отрывки уже знаю наизусть. Очень жизненно и очень актуально, особенно в контексте того, что я сама переживаю подобные встречи с «личным Зверем», открывающимся мне в отчуждённом городе, в который и превратился мой личный дом. Но не будем спойлить.
Катя: Спасибо, Наташа. Очень круто читать и слышать отзывы на альбом и книгу. Иногда просто до слез. И как-то прям особенно трогательно, что в контексте этих разговоров всплывают какие-то факты, о которых я забыла уже сама. Посты, рассказы, снятые фото и видео. Люди вспоминают, переспрашивают, хотя в процессе мне казалось, что ровным счётом будет всем глубоко наплевать: два лайка и ноль комментариев.
Ната: По поводу твоей работы с iPad. Это же просто невероятно. Для нас, простых, в каком-то смысле, юзеров такой техники, планшет (даже Apple) – это по большей части игрушка, временно способная заменить рабочий ноут в случае его отсутствия. Ты же творишь невообразимые вещи, буквально, на коленке.
Катя: Ха, что ты… Для меня даже застрять на почте с iPad – не самое скверное положение вещей. По крайней мере, можно поразмять руки, не испытывая чувство вины за напрасно потраченное время. Неприятно только некомфортное чувство, когда заглядывают из-за плеча. Сразу откуда-то эта неловкость, перо прыгает. Кстати, да, люди так и не привыкли к тому, что на планшетах можно не только играться или сёрфить интернет. Меня часто спрашивают, неужели на «этом калькуляторе» можно сделать что-то полезное. «Этот калькулятор», между тем, превосходит по мощности мой первый компьютер, на котором я работала… Так что в том, что iPad – игрушка, могу смело всех разуверить. Для меня это мой мольберт, моё полотно. Кстати, вот что получилось в той самой очереди на почте.
Ната: Катя, разговор можно продолжать бесконечно долго, потому что и вопросов, и тем для беседы у меня нескончаемое количество. Но всё-таки сейчас новогодние праздники, впереди Рождество. Скажи тёплые слова нашим читателям.
Катя: Да, Ната, мы можем болтать бесконечно. А читателям хочется пожелать не бояться пробовать слушать что-то непривычное и новое. Вообще не бояться любви к музыке. У нас это сейчас немодно, музыканты перестали быть легендами, окружёнными ореолом мифов, и оказались обычными дядьками и тётками. Да и все как-то забыли, что артисты очень малое отношение имеют к тому, что они с собой приносят в этот мир. Музыка куда важнее и больше того, кто её пишет, делает или продаёт. Колокол – это просто кусок железяки, а вокруг него поёт воздух. С Новым годом всех!
Инди-рок достаточно своеобразный стиль музыки, понятный и доступный не каждому. Те, кто заинтересовался альбомом katenkart «Много воды», могут скачать его в iTunes. А вот тех, кто захочет прослушать аудиокнигу, отсылаем на bandcamp по прямой ссылке.
1 комментарий
Форум →Всё клёво, только вот правильно писать “краудфандинг”, от слова “crowdfunding”
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Как на iPhone включить дополнительное напоминание о важном событии
Как отключить синхронизацию фото в iCloud на Mac?
Что делать, если завис виджет приложения Музыка
iPhone не включается, что делать?
Экран iPhone постоянно меняет яркость. Как исправить?
Как очистить занимаемое почтой место в хранилище iCloud?
Как временно отключить Face ID на iPhone
Почему Telegram не отображается в меню Поделиться на Mac