Откровение от Николая Белоусова. Интервью с основателем компании Madrobots.

Дмитрий Ляховенко avatar | 11
FavoriteLoading В закладки
Откровение от Николая Белоусова. Интервью с основателем компании Madrobots.
NIKOLAY-MADROBOTS

На «Робоёлку» в Сокольниках, о которой iPhones.ru подробно писали недавно, мы попали по приглашению компании Madrobots. И так сложились звезды, что Николай Белоусов, основатель и CEO компании, человек крайне занятой и трудноуловимый, выделил мне время для крайне приятной и содержательной беседы.

Дмитрий Ляховенко: Здравствуйте, Николай.

Николай Белоусов: Здравствуйте, Дмитрий, рад знакомству.

ДЛ: Тема, обозначенная в беседе, изначально звучала как: «планы Madrobots на будущее». Собственно, я догадываюсь, какой будет ответ.

НБ: Несложно догадаться. Планы у нас, как и у всех сейчас, простые. Надо выживать. Но нам немного проще, чем многим интернет-магазинам. Даже просто правильная упаковка и правильная подача уже продают товары, а мы выбираем и правильные товары, и правильно их подаем. Другое дело, что грядет «утягивание поясов». Будем перераспределять ресурсы, оставим магазин на «Горбушке», а с остальным будем думать. Ну и держать руку на пульсе рынка тоже будем постоянно.

ДЛ: Я вижу на вашем стенде массу носимых устройств. В основном это фитнес-трекеры, но и зарождающийся класс смарт-часов тоже представлен. За сложными устройствами для запястья будущее? Или это лишь временный всплеск рынка?

НБ: Сейчас рынок смарт-часов и носимых устройств составляют основу наших продаж. При этом я уверен, что фитнес-трекеры — это по сути маркетинговый пузырь. Они уйдут после широкого распространения «умных часов». Когда я говорю: «широкое распространение», то имею ввиду миллиард устройств в год. Производители электроники ищут новые точки роста. Рынок смартфонов насытился, очень высокая конкуренция, планшеты вымирают, фаблеты развиваются, а визионеры корпораций ищут новое применение финансам и ресурсам. На них сейчас работает «интернет-устройство» как широкое понятие. Оно в головах людей уже десятилетия. Мышление покупателя сильно изменилось. И одним из направлений, куда будут вкладывать много денег, будут «умные часы». Понятно, что все пойдут за Apple, но я к тому, что умные часы вытеснят фитнес-трекеры, которые не имеют такой ценности. Но при этом «умные часы» — это рынок, который станет пусть нишевым (не все носят часы), но очень крупным. Почему нишевым? Помните, про Google Glass все говорили? Там главная проблема в том, что не многие любят носить очки. Не то что именно «не любят», а еще и, бывает, откровенно ненавидят очки надевать. Так будет и с часами.

ДЛ: Действительно, я не большой любитель смарт-устройств на руке. Мне больше нравится что-то попроще: если часы, то две стрелки…

НБ: Да, но сейчас в этом сегменте как раз рост. Многие готовы покупать. В целом, так как у них есть рыночная ценность, часы будут появляться в будущем году все больше и больше. А фитнес-трекеры уйдут в нижний сегмент и останутся для тех, кто не захочет (или не сможет по какой-то причине) брать умные часы. Хотя, те же самые Pebble делают так, чтобы присутствовать сразу в нескольких сегментах: есть у них и дешевые часы, и средний класс, и дорогие. Правильная политика.

ДЛ: А если зайти со стороны производителей часов, а не смартфонов и смарт-часов изначально? Взять те же Suunto, например…

НБ: Они делают попытки объединить часы с трекером, получая в итоге «спортивные мониторы». Узкий рынок. Те же Adidas со своими Smart Run показали отличный вариант. Те же Mio Alpha — как раз пример такого подхода: еще не сильно «смарт», но уже сильно «спорт». Проблема всех таких устройств в том, что это очень определенные, очень узкие рынки. Вот рядом с нами стоит Денис. Он основатель сервиса Gipis — мобильного приложения для бегунов. И основная его аудитория в США. Там пятьдесят миллионов бегунов на триста пятьдесят миллионов населения. А у нас семьдесят тысяч на всю страну. Когда мы говорим про спортсменов и любителей, нужно понимать: всё это не про наш рынок. На этом никакого бизнеса в России не построить, к сожалению. Хотя, я согласен, что это то, куда будет двигаться комбинация часов и спорт-трекеров.

ДЛ: Так куда же будет двигаться? Всё уже, вроде, есть. Ну, может, батарейку повместительнее… Что же еще? Уже, по-моему, все придумано. Остаются только тонкости реализации, применяемые технологии.

НБ: Такие события, как эта выставка, позволяют пообщаться с покупателями и послушать что они тебе хотят сказать. Каждый второй спрашивает: «а измеряет ли эта штука давление?» (Николай крутит в руках фитнес-трекер) Когда у нас будет комбайн, который измеряет пульс, давление, да еще и глюкозу в крови, при этом умещаясь в формфакторе часов… О! Это будет нечто такое же незаменимое, как сейчас стал смартфон. Он же будет отслеживать все основные биологические параметры организма. Это то, чего ждут многие. Мы сами ждем такое устройство еще с 2012 года. Есть у одного производителя (компании Scanadu) такая штука, но немного не тот формфактор. Пока это больше похоже на блюдце, а не на часы. Но мы понимаем, что это первая версия продукта, задача которой проверить гипотезу. Scanadu уже в нескольких авторитетных “ТОП 10 инноваций года” засветились, но устройство до рынка еще не дошло. Такой «девайс» – это не вопрос десяти лет, а максимум двух-трех. Первое поколение анонсировано на 2015 год. Второе же, в формфакторе часов, может выйти уже в 2017 году. Все это происходит на наших глазах, уже сейчас. Это долгий путь, технологии сырые, но…

ДЛ: Но… Это же логично. Маркетинг. Они выяснили что людям не нравится в фитнес-трекерах, что хотелось бы добавить, и просто сделали. Сделать же можно всё, что угодно. Элементная база позволяет и возможности производств позволяют, не так ли?

НБ: Я сторонник идеи, что все современные технологии изобрели в 50-х годах прошлого Века. Ведь ничего не движется. Как был транзистор, так и остался — основа электроники. Просто тогда транзисторы были слишком крупные. Да, сейчас у Intel, AMD и Cortex это ­- гонка за столько-то там нанометров, столько-то миллионов транзисторов на чипе. Но всё уже давно изобретено. Сейчас все держится на сочетании инженера и маркетолога, которые ходят по рынку и изучают существующую (я подчеркиваю: существующую!) патентную базу. То есть, не нужно создавать сущности. Я общался с основателями Mio и узнал, что с ними сейчас работает один из наших соотечественников из Кемерово. Его зовут Артем Галеев. Он ученый. Известен в мире тем, что изучает связь между пульсом, состоянием человека, его настроением — идеальный проект для Mio. В России его не особенно и знают. Они нашли его, он работает на компанию Mio, летает в Ванкувер каждый месяц. И, что забавно, он именно из Кемерово. Не из Москвы, не из Петербурга… А вот еще пример: Раньше они выпускали пульсометры, работающие на замыкании цепи. То есть, нужно было замыкать цепь пальцами, дабы замерить пульсацию крови. Они начали искать технологию, которая позволила бы избавиться от такого ненужного никому процесса, и нашли. Представьте, что в патентном пакете Philips изобретение «пылилось» с конца 80-х. А это «всего лишь» технология, позволяющая измерять пульс напрямую. И они взяли этот «старый» патент, сами использовали, отдали Adidas, которые тоже на нем построили свое устройство. А с ними еще и Tom-Tom, Nike… Mio пытались предложить патент и Suunto, и Garmin, и другим. Но у тех основной рынок: их «фирменные» heart rate monitors собственной конструкции. И это, примерно, половина от продаж вообще. Взять и убить свой бизнес, заменив собственную технологию на новую в одночасье? Не получится. У них еще есть три-пять лет максимум, если не выйдут с аналогичным решением. Но смысл в том, что всё уже изобретено. Надо только найти.

ДЛ: Ну, а как же быть тем, кто изобретает, создает, идет впереди рынка? Это же огромные вложения в наше неспокойное время.

НБ: Просто вот (показывает на стенд), всё здесь. Мы же видим, что теперь есть не просто потребительские вещи, а появляется рынок таких устройств, как Raspberry Pi (одноплатный компьютер размером с банковскую карту). Много и других подобных. Те же Arduino-образные системы, как наша «матрешка», к примеру, позволяет разрабатывать и тестировать прототипы за смешные деньги, создавать быстро новые сущности. И это хорошо для тех самых «кулибиных», которые ищут и создают что-то дома, без идей коммерции. И они действительно создают что-то новое. Ведь те модули, которые можно подключить к подобным «конструкторам» — это же огромный мир. Главное — это возможность на базе Arduino создать несметное количество устройств… Не знаю, писали вы об этом или нет, но на кикстартере сейчас собрал денег проект: компьютер, для которого корпус ты печатаешь на 3D-принтере. Там тоже основа — это Arduino или Raspberry, не помню. Распечатываешь, собираешь. Никакой логистики, упаковок, дополнительных расходов. Смысл в том, что та самая промышленная революция, о которой так грезили в 90-е годы, вот она, прямо перед нами.

ДЛ: То есть, теперь не надо больше быть Стивом Возняком, чтобы собрать в гараже что-то, что изменит мир?

НБ: Да, всё идет к тому, что реализация идей будет доступна даже гуманитариям. Инструкцию распечатал, собрал всё…

ДЛ: Я вижу, что «ноги растут» у этого процесса еще из упрощения языков программирования, перехода их на объектный уровень.

НБ: Согласен. Особенно появление таких проектов, как «дистанционное образование», Codeacademy.com, которые позволяют любому человеку из любой точки планеты пройти курсы и научиться писать программы. Ведь языки программирования — основа нового мироздания.

ДЛ: Новое мироздание? Мощно!

НБ: Да! (улыбается) Мы делаем всё для нового поколения, которое будет воспринимать технологии, как неотъемлемую часть их жизни. Не только мы. Мы, естественно, просто проводники. Ценность наша при этом небольшая. Оглянитесь вокруг (дело происходит в зоне Маркет технологического шоу Робоёлка – прим. редакции): они просто продают игрушки. А мы пытаемся подружить людей с технологиями. Когда у каждого дома есть небольшоая лаборатория… Вот, например, 3D-принтеры. Недавно на кикстартере был: начинка далеко не великолепна, но рекомендованную цену создатели обозначили в 300 долларов. Вы только представьте, насколько это становится доступным! В США, например, появилось движение, называемое “Makers”. Они организуют совместные выставки, где можно посмотреть что создали у себя дома мейкеры и примеры впечатлют. До России движение не добралось.
Есть у нас несколько лабораторий 3D-печати, фаб-лабы, хак-спейсы… К сожалению, наше государство направления не заметило. Большая часть лабораторий создаются на частные деньги, а поэтому развивается плохо, там ведь нет коммерческой составляющей. Вот, знаю, в Казани есть хороший хак-спейс “Навигатор-кампус“, в Екатеринбурге “Make It Lab“, в Москве несколько, в Питере один фаб-лаб. Это не сотни и не тысячи. А купить 3D-принтер домой мало кто может себе позволить. Более-менее серьезный аппарат в наших реалиях курсов валют сейчас под 300 000 рублей. Это же неплохая машина по цене! И понятно, что такие вещи должны быть в каких-то общественных местах, пока это не доступно для людей. К счастью, есть команды, которые предоставляют услуги 3D печати за вменяемые деньги, например 3Dprintus.ru. Да и удешевление некоторое происходит. Вот тот 3D-принтер (модель Pirate 3D Buccaneer, прим. редакции), что стоит на стенде, я покупал за 9400 долларов. Розничная цена у него 600 долларов. А есть проекты и по 150 долларов. И с каждым годом все доступнее и доступнее. Технологии отрабатываются, себестоимость снижается. Мне очень нравится такая ситуация, я очень этому рад.

ДЛ: Я не думаю, что это хорошо продается…

НБ: В России? Да, не очень. У нас простая идея. Когда я начинал этим заниматься, я все еще не знал, что бизнес получится. Мне сейчас хватает денег, чтобы платить людям зарплату и себе что-то оставлять, развиваться как-то. Зато за время существования Madrobots я познакомился с колоссальным количеством людей: энтузиастов, основателей проектов, профессионалов. Все они горят одной и той же идеей: идеей технологического будущего. Мы чувствуем куда движется мир. И это дает нам понимание на чем можно сделать бизнес. Мы сейчас будем пробовать делать более серьезные вещи, а это направление оставим этакой “отдушиной”.

ДЛ: То есть, к продаже iPhone не собираетесь возвращаться?

НБ: Нет, не собираемся (смеется). Мы же делали магазин, но в итоге перешли к созданию бренда электроники. Это меня очень радует. Мы «не зашорились», не стали еще одним магазином, где продают айфоны. Мой партнер думал, что мы подрастем чуть-чуть, и сможем получить авторизацию от Apple. Теперь мы об этом и не думаем совсем. Да и по тем ценам, которые сейчас сформировались в России, это никому не будет нужно. Заниматься китайскими смартфонами? Да, мы думали об этом, смотрели с интересом на Xiaomi. Они за год сделали огромный скачок. Но их продукты тоже не будут вечно недорогим и качественным решением. Xiaomi рано или поздно придется поднять цены, что сделает их значительно менее привлекательными. Правда, они нам все равно импонируют. Прежде всего тем, что анонсировали массу устройств из серии “умный дом”. Фитнес-трекеры, «умные кнопки», системы удаленного видеомониторинга и массу всего остального. Они показали, что они видят рынок. Дали всем сигнал: «будьте готовы». Казалось бы, когда ты продаешь устройства миллионами (смартфоны и планшеты), то зачем тебе выходить на рынок, где ты не сможешь выиграть? К примеру, они зачем-то они запустили фитнес-трекер Mi Band. Думаю это скорее связано с мечтой основателя, чем с реальной необходимостью для бизнеса и для того, чтобы подтвердить “мы можем”.

Как когда-то японские автомобили за несколько десятилетий стали «номером один», так и устройства из Китая имеют те же шансы.

ДЛ: К сожалению, единственное, что не умеют делать в Китае — это дизайн. И это не вылечить. Человек, выросший на азиатском восприятии мира, никогда не нарисует привлекательную для европейца вещь. Это не предвзятость и не расизм. Просто так устроен мир, так работает влияние локальной культуры и ареала обитания на восприятие.

НБ: Ну, у SONY как-то получилось.

ДЛ: С помощью европейских дизайнеров? Если посмотреть на смарт-часы, о которых мы говорили выше, то это прежде всего персональный аксессуар, требования к стилю которого неимоверно высоки. Потянут ли?

НБ: Да, это важный момент. Вообще, дизайнерский подход важен. Я общался с множеством ребят с кикстартера, просто с классными дизайнерами. Про Mio могу сказать, что там работал дизайнер из Nike. Если надеть их фитнес-браслет, все сразу понимаешь. Ты чувствуешь, что он сидит как влитой, максимально облегающий: идеальный для спортсмена дизайн. А над Jawbone трудился вообще сам Ив Бехар, который работал с Motorola. В дизайне носимых вещей мало имен. Мы не готовы к разработке устройств с нуля, но наш недавний опыт с разработкой ТВ-приставки многому нас научил. Мы отталкивались в том числе от того, как эта вещь выглядит, как ощущается в руке. Тактильные ощущения. Начиная с этого проекта мы стали плотно работать со студией Артемия Лебедева. И весь год учились у них подходу к разработке устройств. Ребята поделились массой знаний, например на одной из встреч принесли так называемый «каталог поверхностей» с силиконом, металлом, велюром, и большим количеством других материалов. Так вот, не многие пром дизайнеры понимают, что тактильное ощущение настолько же важно, как и визуальное. Именно оно формирует восприятие “вещь или не вещь”. И с этим часто сталкиваются, как с проблемой в восприятии покупателей. Была такая история на этапе запуска беззеркальных фотокамер на российский рынок.
Камеры были отличные, но в России их не восприняли серьезно только потому, что они были… “слишком легкими для качественной камеры”! Даже такое бывает. Невозможно продать продукт, когда в обществе сформировались определенные стереотипы насчет его функциональности и люди не верят в новое.

ДЛ: А в вас и в ваши продукты верят?

НБ: Главное, чтобы мы верили. Нужно готовить к будущему не только технологии, но и мозги людей. Жаль, не все это понимают. Если изучать историю успешных компаний, можно понять – как они дошли до своего текущего положения, почему, как смотрели в будущее. Если взять современные технологии, то те же видео технологии 8К давно готовы. Не готова инфраструктура (пропускная способность интернета и высококачественные дисплеи). И мы стараемся смотреть немного в будущее – что будет актуально и востребованно в перспективе нескольких лет.

ДЛ: Николай, спасибо за интервью. Было интересно.

НБ: И вам тоже. Читателям iPhones.ru пламенный привет!

1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Проголосуйте первым за статью!)
undefined
iPhones.ru
На «Робоёлку» в Сокольниках, о которой iPhones.ru подробно писали недавно, мы попали по приглашению компании Madrobots. И так сложились звезды, что Николай Белоусов, основатель и CEO компании, человек крайне занятой и трудноуловимый, выделил мне время для крайне приятной и содержательной беседы. Дмитрий Ляховенко: Здравствуйте, Николай. Николай Белоусов: Здравствуйте, Дмитрий, рад знакомству. ДЛ: Тема, обозначенная в...
Прокомментировать

🙈 Комментарии 11

  1. HappyByte avatar
    HappyByte29 декабря 2014
    0

    Занятой… трудноуловимый… только весь хабр заспамлен вхлам :) Успехов в продажах! Чтобы хабр не нужен был больше в плане рекламы.

    TE0I0TEJIb avatar
    TE0I0TEJIb29 декабря 2014
    0

    @HappyByte, А мне наоборот очень нравятся все посты от MadRobots на Хабре)

    Дмитрий Ляховенко avatar
    Дмитрий Ляховенко30 декабря 2014
    0

    @HappyByte, Ну, Николай действительно стал “трудноуловимым” со времен активного хабропостинга :) Вы, видимо, давно читаете хабр и у вас “накопилось” :) А по сути он оказался обалденным собеседником, очень толковым человеком. Присоединюсь к пожеланиям успехов.

  2. totten avatar
    totten30 декабря 2014
    0

    Ох, сколько пиара в последнее время от этого улыбчивого господина.
    Как уже выше написали, заспамил не только Хабр, но и Афишу, The Vilage и т.п. ресурсы, позиционируя себя не как банального барыгу – купил забугром подешевле, перепродал подороже, а как некого новатора, знающего много умных слов (Мы создали бренд, он работает! Бла-бла-бла). Но по сути оказался такой же зашоренный совок, как и многие, чего стоит хотя бы опус про 3D печать: “К сожалению, наше государство всего этого направления не заметило. Все это на частные деньги, а поэтому развивается плохо”. Оказывается государство обязано развивать это направление, не бизнес, не частная инициатива, которая есть основа капиталистического общества, а государство. Надо, наверное, создать очередную госкорпорацию с месье Белоусовым во главе, чтоб он сидел на подсосе бюджетных средств, печатал бы на 3D-принтере мишек для единоросов и в ус не дул. Ведь по другому, пока бизнес не особо клеится, не смотря на массовый пиар в профильных ресурсах: точка в Меге прогорела (про это есть отдельный пост на хабре), точка на Горбе дохода не приносит, в основном используется, как пункт самовывоза (oh wait!… бренд не работает получается?), в онлайне цены просто космос по сравнению с не такими претенциозными конкурентами. Вообще было интересно узнать, зачем они сунулись в оффлайн продажи. Оказывается участвовали они в балагане (выставкой это убожество язык назвать не поворачивается) под названием “Бал роботов”, напродавали там на некую сумму и решили: Ба! Да эта хрень нужна людям аки хлеб насущный! И открыли точку не возле какого-нибудь Декатлона, там хоть на спорт трекерах можно выехать, а в ТЦ Горбушкин двор, с совершенно е#$%ой арендной платой, такой же администрацией и нулевой проходимостью (даже лимита туда ездить перестала, потому что цены конские). И оказались в (|)-опе, что вполне логично, ведь по Балу роботов ходили мотивированные посетители и само мероприятие было бесплатной рекламой их товара, а тут среди айфонов и утюгов, всё это нахрен никому оказалось ненужным. Срочно нужна господдержка!!! – видимо тогда подумал основатель компании Madrobots и утвердился в этой мысли окончательно, когда их компания просрала /по другому то и не скажешь/ деньги, открывшись в Белой Даче.
    Читая откровение от Николая Белоусова мне откровенное жалко его партнера, который с ним регулярно теряет деньги, может он конечно такой же упоротый, но судя по рассказам героя данной статьи разума в нем будет поболее.
    Успехов обычным, хоть и пафосным (бренд, кикстартер вот это вот всё), барыгам я желать не буду. Хотя нет, пожелаю господину Белоусову подписаться хотя бы на журнал “Наука в фокусе”, чтобы и далее не быть таким же зашоренным и не думать, что все изобретения у нас из 50-х годов прошлого века, а то как-то немножечко за него неудобно и стыдно.

    totten avatar
    totten30 декабря 2014
    0

    @Артур Малосиев, как мне не быть осведомленным, если этот клон Шевчука фигульно выражаясь лезет сейчас из каждого утюга. И с чего вы взяли, что я своих ошибок не признаю мы ведь даже лично не знакомы? ))
    Исходя из вашей логики тут 99% комментариев бесполезные (да и не только тут), тогда чего ради вы их держите?
    Хорошо, что Николай делится опытом – есть повод побрюзжать, дай бог ему здоровья, хорошо бы он еще на нем учился, а то боюсь 2015 год МЭДРОБОТС не осилит.

    banderlogos avatar
    banderlogos30 декабря 2014
    0

    @Артур Малосиев, Николая было интересно читать по началу. Заходил на их сайт, присматривал товар. Но по такой конской цене как у них никогда бы не купил ни одного товара. Николай заявлял, что у него есть очень дешевые каналы поставки из США, но на цене увы это не отражается.
    Данный господин даже на РСН ходил на днях.
    В хабре “ноет” что у него что-то не получилось. Его интересно читать в плане того как не надо делать.
    А вот про гос поддержку это просто пять)))))
    Про островок в Меге, хорошо ему Мосигра ответила и в комментариях по нему хорошенько прошлись.

    И точно надо понять, никто ему не завидует. Все его мысли сейчас сводятся к: “Смотрите какой я замечательный решил оставить работу в Панасонике, сейчас свое дело открою (купи-продай), это же так трудно и как я решился к этому, ой, а что там впереди?? трудности ну нифига себе, перед мной мир то на колени не упал, ой как трудно.” И я вот сижу такой думаю, друг ты реально на это жалуешься? Да каждый второй коммерс в стране таких историй порассказывает, что Николай поседеет и таких проблем с работой “на земле” он не сталкивался. Инкубаторный условия в Меге да павильон на горбушке ни в счет.

    Полностью поддерживаю totten.

    Артур Малосиев avatar
    Артур Малосиев30 декабря 2014
    0

    @banderlogos, есть два типа людей: игроки и болельщики. Николай – это игрок. А вы с тоттеном – болельщики.

    skotomoto avatar
    skotomoto30 декабря 2014
    0

    А люди, кто удаляют комментарии, они кто? :))))

    Дмитрий Ляховенко avatar
    Дмитрий Ляховенко30 декабря 2014
    0

    @skotomoto, Те, кто предпочитает, когда комментирующие пользователи аккуратны в выражениях и не переходят грань приличия. Не более того. Следите за языком и ваши каменты останутся здесь на века )))

    banderlogos avatar
    banderlogos30 декабря 2014
    0

    @Артур Малосиев, да кто спорит) Этот факт никак не меняет вышесказанного. Да кто-то играет на скрипке, а кто-то слушает музыку, но это не означает, скрипач хорош.

    Предпринимательская жилка есть очень не у многих. Примерно из 100 знакомых я её видел только у двух друзей.

    Это примерно как говорить критикующим Полонского, что вот смотрите он сколько кв. м. построил да и сколько еще в долги влез, ТАЛАНТ, а вот Вы болельщик.
    Это вещи про разное.

    В любом случае я думаю мы друг друга услышали, да и эти злобные комментарии помогут Николаю более лучше продвигать свою компанию, в любом случае какой никакой, но добавочный продукт он создает.

    Дмитрий Ляховенко avatar
    Дмитрий Ляховенко30 декабря 2014
    0

    @totten, А чем плох пиар? Вы же не ругаетесь на “Проктер энд Гембл”, которые заспамили телевизор до умопомрачения и продолжают это делать уже много лет. Это называется “активное продвижение” и является одним из условий успешного бизнеса. Нет рекламы – не работает бизнес. А в данном случае получается как раз совсем не реклама, а некий шанс послушать/почитать мысли и виденье будущего Николая. Человек идет своим путем и пишет об этом, делится опытом, делится мыслями. По вашему это не нужно? Нужно чтобы мир бизнеса был закрыт и непрозрачен? Не знаю как кому, но мне интересно узнать мнение толкового человека. Я лично воспринимаю это интервью, как интересную информацию. Мне было действительно интересно с ним побеседовать.

Вы должны авторизоваться или зарегистрироваться для комментирования.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Как установить аватар в комментариях?

Ответ вот здесь