Созданный в СССР Ту-144 поразил мир и летал быстрее звука. Но успех резко оборвался

Илья Сидоров avatar | 78
FavoriteLoading В закладки
Созданный в СССР Ту-144 поразил мир и летал быстрее звука. Но успех резко оборвался

Сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 совершил первый полёт 31 декабря 1968 года.

Многие слышали про него. Но далеко не все знают, зачем и как он создавался, а самое главное, почему перестал летать, как и другие сверхзвуковые планеры.

Ту-144 по праву может считаться уникальным самолетом в истории авиастроения. Его история очень интересна, а финал — прагматичен и печален.

Ту-144 начали разрабатывать 60 лет назад практически с нуля

В 1962 году Великобритания и Франция объединили свои усилия для создания первого пассажирского сверхзвукового самолета. Проект получил название Конкорд.

После этой новости США и СССР решили не отставать от Европы и вскоре тоже объявили о создании сверхзвуковых пассажирских самолетов. В США разработку поручили Boeing. Но в 1971 году проект Boeing 2707 закрыли, так и не выпустив ни одного самолета.

В тему: Вот самые крутые самолёты в мире. Ты таких не видел

В СССР созданием сверхзвукового лайнера по решению ЦК КПСС занималось конструкторское бюро Туполева. Это обусловлено тем, что к 60-м годам у КБ Туполева был большой опыт в разработке реактивных самолетов и сверхзвуковых бомбардировщиков, таких как Ту-22.


Ту-22 выпускался в вариантах бомбардировщика, ракетоносца, разведчика и постановщика помех.

Официальным стартом создания Ту-144 считается 16 июля 1963 года, именно в этот день было принято постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР №798-271 «О создании ОКБ А.Н. Туполева сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 с четырьмя реактивными двигателями и о постройке партии таких самолётов».

Ведущим конструктором Ту-144 был назначен Алексей Туполев.

К 1965 году инженеры приняли ключевые конструктивные решения и в этом же году начали создание первого прототипа.

22 июня 1966 года был утверждён полноразмерный макет самолёта.


Опытный образец Ту-144 выкатывают из ангара.

В 1967 году разработку Ту-144 пришлось сильно ускорить, поскольку 11 декабря был представлен Конкорд. ЦК КПСС поручил провести первый полет Ту-144 до конца 1968 года.

31 декабря 1968 года Ту-144 впервые поднялся в небо. Тестовый полет продолжался 37 минут. Конкорд полетел только через два месяца, СССР выиграл эту гонку.

Ту-144 непохож на другие самолеты, и это неспроста

Сверхзвуковые самолеты конструктивно сильно отличаются от обычных лайнеров с реактивными двигателями. Сегодня мы много знаем про устройство и тех и других. Но в 60-х такого объема знаний не было практически ни у одной из стран.

Многие эксперты и любители нередко называют Ту-144 инженерным чудом, поскольку построить подобный самолет за столь короткое время, действительно, сравнимо с чудом.

В Ту-144 отсутствует «хвост» для управления высотой. За это отвечают элевоны, расположенные в конце крыла. Преимуществом подобной схемы является уменьшенный вес планера и меньшее сопротивление. Аналогичная конструкция использовалась в Конкорде.

Также в Ту-144 нет привычных для самолёта элементов конструкции — закрылки и предкрылки. Зато возле кабины у него есть небольшие крылышки, которые направляют воздушный поток под крылья. Благодаря этому самолет садился с меньшим углом атаки и на меньшей мощности двигателей.

Ту-144 огромный самолет. Его длина составляет 66 метров, а весит 85 тонн, без учета топлива. Для сравнения, он лишь на 7 метров короче Airbus A380, самого большого в мире пассажирского авиалайнера. При этом Airbus A380 может перевести максимум 853 пассажира, в то время как Ту-144 рассчитан всего на 100 пассажиров.

Ту-144 должен был достигать сверхзвуковой скорости, а для этого нужны мощные двигатели и большой запас топлива.

Ту-144 получил четыре очень мощных и прожорливых двигателя

Двигатели для Ту-144 поручили выпустить Куйбышевскому моторному заводу под руководством конструктора Николая Кузнецова. У предприятия имелся опыт в создании авиационных двигателей, поэтому его выбрали в качестве подрядчика.

В тему: Как я строю самолёты на крупнейшем авиазаводе страны

Разработка началась в 1963 году. Его создавали на базе газогенератора НК-8 и наработок по турбированному двигателю НК-6. Летом 1964 года уже был готов первый прототип.

Вскоре был представлен двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой НК-144. На данный момент это единственный подобный двигатель, который устанавливался в пассажирском самолете.


В двигатели Ту-144 очень много сложных систем.

В двигателе используются литые и деформируемые сплавы титана и жаропрочных материалов.

Форсажный режим позволяет временно увеличить тягу при взлете и разгоне до сверхзвуковой скорости.

В Ту-144 установлено четыре двигателя НК-144. В совокупности их максимальная скорость составляет 2443 км/ч, а крейсерская сверхзвуковая скорость — 2300 км/ч. По этим показателям Ту-144 немного опережает Конкорд.


Воздухозаборники Ту-144.

Главной проблемой НК-144 был расход топлива. Первая и самая популярная модификация Ту-144С имела среднечасовой расход топлива 38,5 тонн в час. Позже вышел Ту-144Д (доработанный) с двигателем РД-36-51. Расход снизился до 26 тонн в час.

Тем не менее, обе версии проигрывали по этому показателю Конкорду. У него расход был 20,5 тонн в час, а значит и летать он мог дольше (примерно 6000 км против 3100 км у Ту-144).

Факт: сверхзвуковые самолеты в два раза быстрее обычных

Сверхзвуковые пассажирские самолеты намного быстрее обычных планеров с реактивными двигателями.

К примеру, перелет из Парижа в Нью-Йорк на Конкорде длился 4 часа 45 минут. Boeing 747 пролетал то же расстояние почти за 8 часов.

В тему: 7 российских самолетов, которые нарушают привычные законы физики

Современные пассажирские планеры не летают на скорости выше 1000 км/ч. Сверхзвуковые самолеты могли развивать скорость более 2000 км/ч.

Еще одной интересной особенностью подобных планеров является высота полета. В то время как обычные самолеты летают на высоте 10–12 км, Ту-144 и Конкорд поднимались на высоту 16–18 км.

Небо на этой высоте заметно темнеет. Пассажиры рассказывали, что на борту сверхзвуковых самолетов они чувствовали себя, как космонавты.

Ту-144 и Конкорд летали настолько высоко, потому что только так они могли достичь максимального снижения сопротивления воздуха для развития сверхзвуковой скорости.

Ту-144 быстро перестал летать. В том числе из-за катастроф

Первый коммерческий рейс Ту-144 совершил 1 ноября 1977 года по маршруту Москва — Алма-Ата. До этого он использовался только для грузовых перевозок.

Билет на Ту-144 стоил 83,7 рублей, в то время как на обычном самолете можно было полететь за 62 рубля.

1 июня 1978 Аэрофлот прекратил перевозить пассажиров на Ту-144. Таким образом, коммерческая эксплуатация этого самолета составила меньше года.

Решение приняли спустя неделю после того, как во время испытательного полета под Егорьевском, Ту-144Д загорелся в небе. Пилоты чудом смогли посадить самолет и эвакуироваться. Однако в катастрофе погибли два члена экипажа.


Катастрофа Ту-144 под Егорьевском.

Примечательно, что Ту-144Д выполнял контрольно-приёмочный полёт перед тем, как быть переданным для пассажирских перевозок.

Это не единственная авиакатастрофа с участием Ту-144. 3 июня 1973 года Ту-144С выполнял показательный полёт во Франции, когда на глазах около 350 тысяч зрителей внезапно перешёл в пикирование, а через несколько секунд рассыпался в воздухе и рухнул в 6 км от аэропорта Ле-Бурже. В катастрофе погибли 14 человек, из них — 6 членов экипажа Ту-144С и 8 человек на земле.


Катастрофа Ту-144 в Ле-Бурже.

Расследование было засекреченным. Следователи не нашли достаточного количества доказательств, чтобы выдвинуть какую-либо из версий произошедшего в качестве основной.

Есть только гипотеза, согласно которой, к катастрофе привели сразу несколько человеческих факторов, а самолет был исправен.

Французские и советские специалисты единодушно пришли к заключению о том, что не было выявлено отклонений от нормы ни в конструкции, ни в общем функционировании самолёта и его систем.

Так что остаётся только человеческий фактор.

Гипотеза, которая упоминалась чаще всего, учитывает два факта.

С одной стороны, самолёт «Мираж-3Р» находился вблизи самолёта Ту-144. Хотя расследование установило, что не было реальной опасности столкновения между двумя самолётами, для советского пилота это могло быть неожиданностью и он мог внезапно произвести манёвр для уклонения. С другой стороны, член экипажа — руководитель летных испытаний — находился в пилотской кабине самолёта Ту-144 и не был привязан.

Возможно, что манёвры самолёта Ту-144 могли вызвать падение этого члена экипажа, вероятно, державшего кинокамеру, что привело к временной блокировке действий пилота.

Эта гипотеза не учитывает множество других фактов. Не было найдено материальных доказательств, чтобы её подкрепить или опровергнуть.

В таких условиях комиссия по расследованию и советские эксперты пришли к заключению, что причины катастрофы должны быть объявлены неустановленными, а дело — закрыто.

— Сообщение о расследовании катастрофы самолета Ту-11 при выполнении демонстрационного полета 3 июня 1973 года на авиационном салоне во Франции


Ту-144 и Конкорд в музее в немецком городе Зинсхайме.

После прекращения пассажирских авиаперевозок, Ту-144Д иногда использовался для доставки срочных и специальных грузов между Москвой и Хабаровском.

Проект Ту-144 закрыли после смерти Брежнева. Соответствующее постановление вышло в 1983 году.

Еще несколько Ту-144 продолжали летать вплоть до начала 21 века.

Например, с 1996 по 1999 год, Ту-144ЛЛ (Летающая лаборатория, модифицированная версия Ту-144Д) использовался NASA и Boeing для исследований в области высокоскоростных коммерческих полетов с целью разработать план для создания нового современного сверхзвукового пассажирского самолета.

В тему: Эти самолёты-корабли из СССР могли летать по воде. Но планы рухнули, а техника ржавеет

К сегодняшнему дню многие «тушки» разобрали, шесть Ту-144 стоят в музеях по всему миру, а один находится на хранении на учебном аэродроме Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королёва.

Почему сверхзвуковые пассажирские самолеты не стали новым стандартом авиации


Кабина Ту-144.

В середине прошлого века авиаконструкторы были уверены, что за сверхзвуковыми перелетами будущее. Такие самолеты были быстрее и использовали незагруженное воздушное пространство.

Однако за всю историю человечества вышло только два сверхзвуковых пассажирских лайнера: Ту-144 и Конкорд. Оба сегодня не летают.

Коммерческая история Ту-144 была недолгой. Конкорд летал 27 лет и за это время перевез более 3 миллиона пассажиров.

У обоих самолетов есть несколько недостатков, из-за которых инженерам пришлось отказаться от дальнейшей разработки сверхзвуковых планеров:

▪️ узкий и длинный фюзеляж не позволяет размещать много пассажиров
▪️ высокая стоимость билетов
▪️ высокий расход топлива
▪️ сложность в управлении и эксплуатации
▪️ необходимость в длинной и гладкой взлетно-посадочной полосы
▪️ звуковой удар
▪️ сильнейший нагрев конструкции
▪️ ненадежность двигателей
▪️ экономическая нерентабельность

Крупные авиапроизводители пока не стремятся устранять эти проблемы и возвращаться к самой идее.

Ту-144 — легендарный самолет. Больше таких не производят

Ту-144, безусловно, очень значимый для мировой авиации самолет. У него была короткая, но насыщенная история.

Сегодня сверхзвуковые самолеты используются только в военной авиации. Пассажирские сверхзвуковые самолеты ведущие производители не разрабатывают.

С развитием авиации компании открывают для себя новые направления. Например, электрические самолеты, такие как Alia.

Однако не все готовы забыть про сверхзвук. Компания Aerion разрабатывает сверхзвуковые бизнес-джеты. Модель AS2 сможет развивать скорость до 1700 км/ч. Aerion уже получила заказы на 40 самолетов. Первые полеты ожидаются в 2024–25 гг. Ждем.

1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (116 голосов, общий рейтинг: 4.83 из 5)
undefined
iPhones.ru
Он взлетел неожиданно – и так же резко рухнул.
Прокомментировать

🙈 Комментарии 78

  1. Phonerz avatar
    Phonerz10 марта 2021
    1

    Из всех причин, одна – топливо.

    Alex318i avatar
    Alex318i10 марта 2021
    1

    @Phonerz, высокий расход топлива = нерентабельность полетов.

    iWanderer avatar
    iWanderer10 марта 2021
    4

    @Alex318i, странное умозаключение.

    Вопрос один: готов ли платить пассажир. Если ДА, и есть заполняемость на заявленной регулярности – причём тут рентабельность, которая заложена в стоимости перелёта?

    Ж/д дешевле авиа; что, самолёты пустыми летают?

    Your Change avatar
    Your Change10 марта 2021
    0

    @iWanderer, жд редко дешевле Авиа, в иркутск из Москвы можно улететь за 7 тысяч, поезд стоит столько же, но в нем еще надо еду и тд.

    iWanderer avatar
    iWanderer10 марта 2021
    3

    @Your Change, можно улететь из Москвы на каком-нибудь скотовозе типа победы за семь тысяч. На электричках тогда, наверное, забесплатно зайцем под сиденьем. Или сравните общий (даже не плацкартный – именно ОБЩИЙ) вагон с таким классом перелёта. А еду что так каждый день едите, что так.

    А можно бизнесом Аэрофлотом улететь из Москвы в Иркутск. Вам, видимо, совсем дорого, если Вы за 7.000 билет ищете. Но если сильно интересно – сами найдёте цену на бизнескласс в Иркутск и сравните её с местом в 4-м купе. Одноместное СВ и Первый класс авиа в Иркутск не ездят/не летают.

    Дмитрий avatar
    Дмитрий10 марта 2021
    0

    @iWanderer, с какого перепугу победа стала скотовозом?

    iWanderer avatar
    iWanderer11 марта 2021
    2

    @Дмитрий, так Вы бы почитали отзывы пассажиров, а не официальный пресс-релиз: уж про упомянутую Вами конторку полным-полно комментариев обычных нормальных людей, не говоря о том, сколько скандалов на борту происходило с людьми публичными, которые освещены в СМИ, и победа приносила публичные извинения. Массовая точка зрения: после таких эксцессов люди как угодно планируют перемещаться, только не такой шарашкиной конторкой.

    ToxaPlut avatar
    ToxaPlut11 марта 2021
    1

    @iWanderer, не заметил большой разницы с внутренними рейсами той же Амерички… Сервис тот еще, я вам скажу.

    Дмитрий avatar
    Дмитрий11 марта 2021
    0

    @iWanderer, ну я на победе сам летаю в пределах 1000-1500км. Мне все нравится. Это лоукостер, если что. М требовать от лоукостера условий, как в аэрофлоте или эмирейтс как-то не логично. Я понимаю, что за 1500 я не буду есть, не буду лежать и у окошка я не сяду. И да, я буду выполнять требования не пересаживаться. В чем проблема до сих пор не понимаю. Хочется кайфовать на борту – покупайте билеты за фулпрайс

    Your Change avatar
    Your Change11 марта 2021
    0

    @iWanderer, о твое нутро гнил ое полезло)слаще морковки ничего не ел, а самомнение как у дочки пу ки на)

    walkman99 avatar
    walkman9911 марта 2021
    0

    @Your Change, есть регионы, где стоимость перелета в два-три раза выше стоимости жд. Выгоднее потратить сутки на поезд, чем кучу денег с ограничениями в самолете.

    Alex318i avatar
    Alex318i10 марта 2021
    1

    @iWanderer, что тогда Вы имели в виду под причиной “топливо”?

    Тем не менее Ту-144 перестал летать именно из-за того что дорогие билеты перестали покупать. А билеты были дорогими из-за большого расхода топлива.
    Затрудняюсь понять что в этой логической цепочке Вам кажется странным умозаключением.

    Вот что реально странно так это писать “Ж/д дешевле авиа” – сравните цены между Москвой и Питером например. :)

    Zeder avatar
    Zeder10 марта 2021
    3

    @Alex318i, А куда спешить колхознику? Поделиться опытом на Дальнем Востоке?

    Alex318i avatar
    Alex318i10 марта 2021
    1

    @Zeder, так и есть. Летал Ту-144 по относительно короткому маршруту, на котором его преимущество в скорости было на фиг никому не нужно.

    iWanderer avatar
    iWanderer10 марта 2021
    3

    @Alex318i, про причину ТОПЛИВО – это не ко мне.

    И не надо сравнивать скотовоз и комфортабельный поезд. Сравнивайте равные классы обслуживания. Или Вы сравниваете первый класс ж/д и эконом авиа? Специально открыл статью 2021 года: на МЕГАПОЛИСЕ купе можно взять до 1000, СВ – до 3000 ₽. Вот и сравните с бизнес-классом Москва – Питер.

    Ту-144 перестал летать отнюдь не из-за отсутствия пассажиров; Гуглом умеете пользоваться – прочитаете сами.

    Есть масса людей, готовых платить за скорость перелёта. Особенно сильно это экономит время на трансконтинентальных перелётах.

    ЕЩЁ РАЗ: РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ причём тут, если она заложена в билете, а билет куплен???

    Alex318i avatar
    Alex318i10 марта 2021
    0

    @iWanderer, похоже Вы не в курсе дотаций на пассажирские перевозки в СССР. :)

    И не надо сравнивать самолет с ночным поездом который идет 8 часов. Сравнивайте его с Сапсаном с его 4 часами. Для этого не надо читать какие-то статьи, цены на билеты доступны в сети без всяких проблем. :)

    anRi89 avatar
    anRi8910 марта 2021
    0

    @iWanderer, следуя вашей логике – по какой причине Конкорд прекратил свои полеты? Про аварию под Парижем говорить не стоит, так как к тому времени количество рейсов уже было существенно уменьшено.

    iWanderer avatar
    iWanderer10 марта 2021
    2

    @anRi89, я думаю, что несколько причин. Изначально сверхзвук надо было применять в дальнемагистральных бизнесджетах, при этом обкатывая силовые установки на военной технике (там- то вопрос экономичности вообще не на первом плане). Экономичность по топливу на сверхзвуке в ГА – это вопрос не стоимости для пассажира (люди либо готовы платить названную цену, либо нет; к слову, во времена перевозки пассажиров Ту-144 вообще не было понятия окупаемости: авиакомпания государственная, полностью дотационная, керосин за копейки, билеты в 1,5-2 раза дороже ДОзвуковых перелётов на том же маршруте); скорее – вопрос дальности перелёта, связанные с вместимостью крыла. Как написал Коллеге выше, думается, что сверхзвук может быть интересен на межконтинентальных перелётах; на плече Москва – Питер он вообще не нужен и убыточен. По РФ – быть может, только ДВ (Владивосток, Хабаровск).

    Таким образом, отвечая на Ваш вопрос: спрос был не сформирован, ВС не доведены, что называется, до ума, ну и, видимо, явное лоббирование интересов крупных игроков на рынке. Я читал где-то и уже давненько, что там тоже не всё просто, было много подводных течений… По Европе гонять Конкорд смысла нет никакого, из Парижа в НЙ он летел 3ч 45 мин против почти 8 часов обычных реактивных, но там что-то даже со слотами было нехорошо (пиндосы ужимали). Интересно – сами поищите в Гугле (но надо прям покопаться – на первых строчках найдёте только официальную политкорректную вылизанную статистику). Лично я понял одно: заполняемость на рейсах была вполне приличная, а на сегодняшний день потребность у людей в сверхзвуковой ГА присутствует.

    Alex318i avatar
    Alex318i10 марта 2021
    0

    @iWanderer, Вы серьезно рассматриваете сверхзвук между Москвой и Питером? Или это очередная неудачная шутка?
    Ну хоть про дотации в Аэрофлоте поняли, уже не зря время тратил. :)
    Давайте теперь про рентабельность читайте.

    Николай Маслов avatar
    Николай Маслов11 марта 2021
    1

    @iWanderer, не лоббирование. Сверхзвуковые самолеты не соответствуют международным стандартам эксплуатации в городах: шумно, большие выбросы. Конкорд умер по той же причине.

    +очень дорогая постройка и эксплуатация.

    По поводу денег – и по сей день никто не даёт строить сверхзвуковые бизнес-джеты. Хотя, поскольку с технологией знаком не понаслышке, подозреваю, что в мире для таких самолетов найдется очень немного эксплуатантов. ОЧЕНЬ ДОРОГО строить и чинить, нужны уникальные технологии.

    Проблема кроется в преодолении барьера: он практически всегда происходит над городом. Если сначала уходить на эшелон – теряется время и смысл происходящего. Переход на сверхзвук должен быть максимально близок ко времени взлета.

    iWanderer avatar
    iWanderer11 марта 2021
    0

    @Николай Маслов, согласен, разумно.

    При этом по поводу лоббирования, Вы должны знать, что 1). При назначении маршрута МВЛ перевозчика всегда два (с обеих сторон) – слоты имеют огромное влияние на заполняемость ВС; 2). Автор абсолютно правильно написал: США тоже анонсировали программу сверхзвуковой ГА, но, впоследствии, она была свёрнута… Американцы всегда лоббировали своего производителя и свои коммерческие интересы, поэтому старались все плюшки выдать своим перевозчикам. Обычная борьба за пассажиров.

    Что же касаемо преодоления барьера, я выше писал, что СЗ эффективен только на длинных маршрутах (напр., межконтинентальных); никто в здравом уме не поставит такое ВС на маршрут Париж-Лондон. В РФ летали бы, к примеру, из Кенеди в Шереметьево или Пулково, но уж точно не в Самару, Брянск или Воронеж. Поэтому, если б была на то воля, подходящие а/п можно было б найти.

    Касаемо Вашего тезиса о выбросах – я примерно о том и написал: моторы надо обкатывать и усовершенствовать с учётом эксплуатации в армии: там шум или выбросы никто не учитывает, но изучение опыта эксплуатации, безусловно, позволило б модернизировать силовые установки и снизить уровень как шумов (я НЕ про барьер), так и выбросов.

    Короче говоря, сдаётся мне, причин много, какая весомее, какая нет, судить тяжело, не имея всей полноты информации; говоря проще – «звёзды на небе не сошлись».

    Автор совершенно верно написал в заключительном абзаце: перспективы есть, разработки ведутся (как я написал ранее, начинать и надо было с маломестной авиации – бизнесджетов). Раз есть заказы – значит, экономика присутствует, спрос на ВС подобного класса есть, сврхзуковые перевозки в каком-то объёме востребованы.

    Николай Маслов avatar
    Николай Маслов11 марта 2021
    0

    @iWanderer, дело не только в выбросах: невозможно в существующей физике и материаловедении создать конструкцию, обходящую звуковой удар при прохождении звукового барьера.

    Все остальное – да, в какой-то мере решаемо. Но, судя по текущим проблемам в двигателестроении (они не только у нас) и эксплуатации более ранних типов сверхзвуковых самолетов, принципиальных улучшений в ближайшие 20-30 лет ждать не стоит – сверхзвук слишком дорог.

    Свернули они, скорее всего, из-за того, что крупногабаритные самолеты с крейсерским сверхзвуком требуют очень много титана. С ним всегда проблемы, уйти в другие материалы не удалось до сих пор (напомню, его все авиапроизводители закупают в ВСМПО)

    Ravil Nevredimov avatar
    Ravil Nevredimov25 марта 2021
    0

    @iWanderer, по поводу преодоления барьера, это кстати серьёзная проблема для города, так как с преодолением барьера происходит волновой удар, насколько знаю в Европе в некоторых городах при близкой к аэропортам постройке у некоторых выбивало окна.

    А по поводу Ту-144, то в отличии от Конкорда он летал на сверхзвуке только когда двигатели находились в режиме форсажа, а это не просто большой расход топлива, это раза в 2 больший расход топлива. Конкорд же летал на сверхзвуке без перевода двигателей в режим форсажа.

    walkman99 avatar
    walkman9911 марта 2021
    0

    @anRi89, кстати, Конкорд дотянул до 2003 года.

    sissa avatar
    sissa10 марта 2021
    1

    @Phonerz, в наше время это не остановило бы никого, теперь чем дороже тем лучше и те кто готов платить любые деньги всё больше!

    Николай Маслов avatar
    Николай Маслов11 марта 2021
    2

    @sissa, сначала надо а) науку возродить, б) заводы построить. Деньги решают далеко не все проблемы. По-крайней мере, они ещё не позволяют из вакуума материализовывать заводы и 40-летних инженеров с хорошей практикой.

    И да, у китайцев и в штатах те же проблемы, уже дозвуковые лайнеры пошли с проблемами.

    filipp76 avatar
    filipp7610 марта 2021
    7

    @Phonerz, в этой копии Конкорда не реально было находится пассажиру, такой шум там стоял. ТО там надо было делать чуть ли не после каждого полета и тд. Хлам, а не самолет получился, классический высер бывшего совка, сделаем все лучше и быстрее но в итоге получилось что получилось. Конкорд тоже жрал не в себя но летал больше 20 лет и комфорт там был на первом месте.

    Alex318i avatar
    Alex318i10 марта 2021
    1

    @filipp76, чем Конкорд принципиально конструктивно отличался от Ту-144 в плане шума?

    filipp76 avatar
    filipp7610 марта 2021
    1

    @Alex318i, в Конкорде в салоне было ТИХО, в Ту-144 не реально было разговаривать друг с другом. Так понятно? Ту-144 это мертворожденный самолет, который совершил что-то около 50 полетов пассажирских ВСЕГО. Украсть чертежи маловато видимо чтоб сделать нормальный самолет.

    Alex318i avatar
    Alex318i10 марта 2021
    2

    @filipp76, есть пруфы по украденным чертежам? Например BBC считает что их нет https://www.bbc.com/russian/features-47413270 Там и про различия в конструкции написано.

    Про шум в салоне тоже такие же достоверные источники?

    Siberian84 avatar
    Siberian8410 марта 2021
    2

    @filipp76, 🤦🏻‍♂️Лично летал?

    Sergey avatar
    Sergey10 марта 2021
    2

    @Alex318i, все очень просто: Конкорд умел летать в крейсерском режиме без дожигателей (форсажа), а Ту-144 этого делать не умел, так как был технически слабее Европейца. Потому и расход намного больше, и шум ужасный в салоне, не говоря уже о прочих конструктивных недостатках.

    Alex318i avatar
    Alex318i10 марта 2021
    0

    @Sergey, спасибо за аргументированный ответ.

    kmbvst avatar
    kmbvst11 марта 2021
    0

    @filipp76, а чего ж наш вылетел раньше конкорда если он копия?

    walkman99 avatar
    walkman9911 марта 2021
    0

    @filipp76, ну, копия – это громко. Тут была, по сути, космическая гонка. Ту-144 появился на пару месяцев раньше, но и сошел с дистанции тоже раньше. Конкорд просуществовал до 2003 года.

    Николай Маслов avatar
    Николай Маслов11 марта 2021
    0

    @Phonerz, ресурс; сложное техническое обслуживание; дорогие комплектующие; изменившаяся нормативная база в области полётов; высокий шум.

    Истребителям тоже нельзя в гражданские аэропорты. А там, где есть военные базы – теперь запрещают строить дома и стараются выселять уже проживающих жителей.

    Phonerz avatar
    Phonerz11 марта 2021
    0

    @Николай Маслов, про истребители согласен, реактивные двигатели вещь достаточно шумная, а там используются турбореактивные. Про технологическую составляющую – конкордам это не мешало, при стоимости билетов в десятки тысяч долларов. По этому, основной причиной вижу стоимость топлива, так как там был далеко не обычный керосин, а смесь пригодная для высотных полетов. Для Конкордов крайней точкой стало 9.11.2001 и развитие скоростного интернета. Раньше для авиации бизнес был большим движителем, а скорость была критична. А сейчас самолеты оборудуют доступом в интернет.

    Николай Маслов avatar
    Николай Маслов11 марта 2021
    0

    @Phonerz, и турбореактивные, и реактивные двигатели при определенной мощности слишком шумные. Звуковой барьер – и вовсе проблема, все ещё не решенная.

    До 2001, увы, нормативка по полетам была другая. Текущая вообще зверская (одно из направлений моей работы вне iPhones)

  2. Dmitry T avatar
    Dmitry T10 марта 2021
    2

    Красивый

  3. nlited avatar
    nlited10 марта 2021
    2

    Стоит в Центральном музее ВВС в Монино

    Kaji avatar
    Kaji10 марта 2021
    0

    @nlited, или на кладбище самолетов в Смышляевке (де-юре это учебный аэродром КуАИ-СГАУ-СНИУ им. Королева).

  4. edombr avatar
    edombr10 марта 2021
    0

    Я не понимаю, почему самолёт с одним и тем же бортовым номером на фото то с ровным носом, то с носом вниз???

    Vlad@n avatar
    Vlad@n10 марта 2021
    7

    @edombr, потому что нос опускался во время посадки для обзора. И выпрямлялся в полете для лучшей аэродинамики.

    Alex318i avatar
    Alex318i10 марта 2021
    7

    @Vlad@n, а ведь раньше об этом знали все. :)

    mcorn avatar
    mcorn11 марта 2021
    0

    @Vlad@n, почему-то то об этом забыли упомянуть в статье

  5. aush avatar
    aush10 марта 2021
    0

    Есть такая фраза – “Скайп убил Конкорд”. Развитие телекоммуникаций привело к ненужности быстрых перелетов через океан.

  6. Zeder avatar
    Zeder10 марта 2021
    6

    Легенда времен СССР. По факту все вместе – двигатели, материалы, которых никогда не было при совке, общественный строй и все вместе. Прогрессивная машина требовала прогресса во всех областях – от качества движков до качеств ВПП.

    В Нью-Йорке я видел Конкорд.Стоит в центре Манхэттена на пришвартованном авианосце-музее. Когда я его увидел, то понял, что нам врали всю жизнь. Врали что Конкорд тоже сняли, а он летал до 2009 года. Каждый миг в СССР – это тотальная ложь. И это противно. Сейчас тоже все врут. И есть лохи, которые не отдупляют ситуацию.

    На Конкорд стоят движки Ролс Ройс. Борт был закрыт, внутрь не попал.
    Сам авианосец подтверждение технической убогости СССР и современной России. Но хрень в том, что российская наука и люди могли, но им не давали что-то делать. Многое срисовывало с образцов США и всего мира. Воровали где могли. У нас на кафедре прямым текстом говорили и показывали что конкретно взято из американских ракет…

    maclex avatar
    maclex10 марта 2021
    1

    @Zeder, помню еду по набережной NY в первый раз, смотрю и слева авианосец стоит…я слегка прих-л с какого там перепуга эта беда нарисовалась – но потом мне сказали что это музей )))

    Tilk avatar
    Tilk10 марта 2021
    2

    @Zeder, что-то вы телик много смотрите

    ProtcessusVitelius avatar
    ProtcessusVitelius11 марта 2021
    2

    @Zeder, какое то у вас дикое смешение из известных фактов(военно-промышленный шпионаж) и личных впечатлений-умозаключений😆Конкорд действительно сняли, вспомните эти знаменитые кадры облетевшие весь мир – идущий на посадку Конкорд с горящим двигателем, для самолета с такой репутацией и контингентом пассажиров это было началом конца, все равно что в Роллс Ройсе «стуканет» двигатель и загорится салон из за неисправности проводки, последующая эксплуатация Конкорд-а была войной за погибшее реноме, но все понимали что конец эксплуатации неизбежен, хотя самолет мог бы летать еще достаточно долго, корпуса позволяли
    Авианосец стоящий на приколе, это видимо Энтерпид? Не знаю что внушило вам такой благоговейный трепет перед этим кораблям, ничего фантастического в нем нет:)
    Я согласен, в совке копировали много, от Б29, который толкнул все электронную промышленность в конце 40хх годов и до компьютера Apple II, но могли же скопировать!😁Мы были «китайцами» тех лет, выбери чуточку иной путь, путь реформ, тех же реформ Косыгина в промышленности, сегодня Россия была бы второй экономикой мира

    walkman99 avatar
    walkman9911 марта 2021
    0

    @Zeder, до 2003. Но существенно дольше Тушки.

  7. maclex avatar
    maclex10 марта 2021
    1

    5+

  8. king_of_monkeys avatar
    king_of_monkeys10 марта 2021
    3

    СССР Как всегда скопировали все у Запада. Ты-144 поразительно похож на Конкорд. Как так произошло? В статье пишут о каком-то уникальном дизайне.

    anRi89 avatar
    anRi8910 марта 2021
    3

    @king_of_monkeys, придумать альтернативный дизайн для самолета со сверхзвуковыми качествами очень сложно. При этом, уверен, что факт плагиата был, что с одной, что с другой стороны.

    Flinter avatar
    Flinter10 марта 2021
    5

    @king_of_monkeys, а у всех машин 4 колеса.
    “Дизайн” продиктован аэродинамикой, у всего большого, что летает на сверхзвуке, облик в целом схож.
    Конструктивно Ту-144 и Конкорд – две совершенно разные машины.

    FiLunder_7 avatar
    FiLunder_710 марта 2021
    1

    @king_of_monkeys, А ничего что Ту-144 раньше полетел чем Конкорд?

    Sergey avatar
    Sergey10 марта 2021
    0

    @FiLunder_7, сам факт того, что Ту-144 взлетел раньше на пару месяцев абсолютно ничего не доказывает. Конкорд был в разработке за долго до того, как в СССР приняли решение строить свой сверхзвуковой лайнер.

    Николай Маслов avatar
    Николай Маслов11 марта 2021
    2

    @Sergey, технически они базируются на разных платформах. Разработка Ту-144 началась задолго до пассажирского проекта: посмотрите, это колоссальная ветка развития авиации, рожденная из… самолетов Мясищева, “сотки”, реализованная в ряде проектов МиГа (проект “Аналог”). И это далеко не весь перечень.

    Sergey avatar
    Sergey11 марта 2021
    1

    @Николай Маслов, безусловно. Полностью соглашусь. Отчасти потому, кстати, Ту был столь некомфортабельным. Я ни в коем случае не утверждаю, что СССР украл технологии (хотя есть пару интересных фактов). Но, главный вопрос, собственно, не в этом. Зачем стране с коммунистической формой правления, сверхзвуковой ПАССАЖИРСКИЙ самолёт, который экономически абсолютно нерентабелен и рентабельным быть не может никак? Это в первую очередь пропагандистский проект. Потому и была поставлена задача поднять самолёт в воздух раньше, чем Запад. Пусть даже первый лётный образец больше походил на военный борт, нежели на гражданский.

    ProtcessusVitelius avatar
    ProtcessusVitelius11 марта 2021
    0

    @Sergey, «коммунистическая» это не форма правления, это общественный строй
    что касается «зачем» – СССР был самым большим по площади и протяженности гос-вом в мире, помимо чисто пропагандистского эффекта сверхзвуковая пассажирская авиация давала возможность оперативной доставки важных материалов и людей в любой конец страны
    другое дело что откровенно выше головы прыгали, нехватка нужных ВПП и технически несовершенные двигатели, «выжиравшие» топливо до последней капли, все это уже на пределе советской, строго плановой экономики
    эх, дедушка Косыгин, пойди мы тогда по твоему пути…

    Николай Маслов avatar
    Николай Маслов11 марта 2021
    0

    @Sergey, мне со своего завода до заказчика продукции лететь (!) 8-12 часов. Ехать – 2 недели. На сверхзвуке – пара часов, и это очевидно.

    Почему это сегодня не нужно? Отвечу вопросом: почему между Казанью, Ульяновском и Москвой все ещё нет нормальной дороги? 850 километров можно проехать не за 12, а за 5-6 часов. Сократи до 2 часов всю дорогу от дома до офиса, возникнет вопрос: зачем жить в Москве или Подмосковье, если есть другие удобные города?

    ProtcessusVitelius avatar
    ProtcessusVitelius11 марта 2021
    0

    @Николай Маслов, «сотка» подозрительно похож на XB-70😁

    Николай Маслов avatar
    Николай Маслов11 марта 2021
    0

    @ProtcessusVitelius, физику не обманешь, соррян. Посмотрите проекты Мясищева и Бартини – формы проглядываются уже там. А крыло, например, схожее было уже в 60-х, причем у французов и канадцев.

    Tilk avatar
    Tilk10 марта 2021
    0

    @king_of_monkeys, всегда улыбают ваши комменты :) пишите больше! Да, кстати, не замечали, что законы физики для всех одинаковы и решения могут быть похожи? :)))) но вы пишите еще

    ProtcessusVitelius avatar
    ProtcessusVitelius11 марта 2021
    0

    @Tilk, законы физики одинаковы, да
    и эти законы говорят что форма крыла и конструкция всего корпуса не строго в одном экземпляре
    а вот ну очень близкие формы XB70/Т4, Конкорд/Ту144 и тд, говорят что законы военно-промышленно шпионажа так же одинаковы🤷🏻‍♂️
    иное дело, что работает этот шпионаж в обе стороны и стыдиться тут особо нечему
    а вот попытка представить все достижения строго как свои, это уже стыдно, позерство и лицемерие в принципе постыдные вещи

    DMDMDM avatar
    DMDMDM11 марта 2021
    0

    @king_of_monkeys, не не, ты шо! Это штаты все великие мозги ссср обманом и силой вывезли. Это они всё украли! Это они живут как люди, а не экс ссср. Это ж им беднягам приходится гордится величием своей страны сегодня, не понять им убогим величия задним числом.

  9. Stanislavv avatar
    Stanislavv10 марта 2021
    0

    технологии не стоят на месте

    FiLunder_7 avatar
    FiLunder_710 марта 2021
    0

    @Stanislavv, А проблемы сверхзвука никуда не делись. Основная проблема это то что над сушей нельзя летать, из-за звукового удара, который иногда даже стекла бил.

    Phonerz avatar
    Phonerz11 марта 2021
    0

    @FiLunder_7, проблема в другом, что, что бы этого избежать надо подниматься выше тропосферы, а это огромный расход топлива впустую на дозвуковой скорости.

  10. Kaji avatar
    Kaji10 марта 2021
    0

    И эта… 144 ни разу не копия Конкорда. Это попытка адаптировать 160 к пассажирским перевозкам, ну. )))

    Николай Маслов avatar
    Николай Маслов11 марта 2021
    0

    @Kaji, 160 тогда ещё не было в проекте

  11. DMDMDM avatar
    DMDMDM11 марта 2021
    0

    Чтобы историю ссср не забывали?
    Про истоки пионерской организации и комсомола тоже будут?

  12. Yura Shevchenko avatar
    Yura Shevchenko11 марта 2021
    1

    странно уже в который раз видеть на тематическом сайте такие вот статьи. и тем более странно, что статьи эти на уровне “прочитал википедию”
    и лишь бы громкий заголовок о том, что в ссср все было лучше всех. и экранопланы, и оружие и самолеты.
    а трудно подумать, что этот самолет (ту144) это как раз яркий показатель, что нихрена не было лучше всех, а как раз главное было – показать, что можем? а по факту провалилось все.
    проект коммерческого самолета? быстрее конкорда ну да, но есть ли смысл летать на самолете с таким низким запасом хода? выигрыш во времени самого поллета нивелируется подготовкой самолета к полету. и при таком низком запасе хода – выигрыш в скорости вообще ничтожен!
    конкорд в этом плане хотя бы мог облететь в два раза дальше.
    и еще очень показательно как засекречен разбор авиакатастрофы, самолет исправен был, ага. вот чисто человеческий актор. и то фактор не советского человека, а наверное буржуская птица попала в двигатель! вражеская. если уж беретесь писать, то прочитайте все факты о разбирательстве!

    и еще почему то не сказано ни слова о том, как невозможно было летать в этом самолете! как текла кровь из ушей у пассажиров!

    тупая гонка вооружений! вот что такое этот самолет. и тупаая уверенность в себе – вот что такое этот самолет! и хорошо, что не так много людей успело от этой гонки пострадать, хотя пострадали в другом.

    если уж вы сайт про ЭПЛ! то напишите лучше статью про главного дизайнера компании BRAUN – его как раз и ставил всегда в пример Стив Джобс!

    и 10 заповедей этого дизайнера (хоть погуглите о ком я говорю, хоть как то заставлю задуматься) – и если вы процитируете эти 10 заповедей дизайна, который до сих пор можно видеть и в эпл, то поймете особенно, почему этот самолет – просто пшик! и ничего больше, чем показуха! если это коммерческий продукт то он должен быть Юзабельный в первую очередь! по этмоу это не история великого самолета, а история великого провала – еще раз доказывающего как СССР срало на своих же граждан! позорище

    Николай Маслов avatar
    Николай Маслов11 марта 2021
    0

    @Yura Shevchenko, вы удивитесь, но даже современный Боинг готовится к полету не очень быстро, просто вы не замечаете ряда операций (а на что-то просто закрывают глаза, страх просто). Скорость этого процесса достигается далеко не конструкцией

    red2121 avatar
    red212112 марта 2021
    0

    @Yura Shevchenko, Вот тебя взяло. Причина аварий что скорость работы автоматики недостаточна была, сейчас вычислительные комплексы намного быстрее работают. И да насчет гонки вооружения прав на все 100, Ту-160 вот продолжение наработок по Ту-144.

  13. Fantamaz avatar
    Fantamaz11 марта 2021
    0

    Буран тоже был хорош, закопали миллиарды и итог еще хуже, чем у 144

    red2121 avatar
    red212112 марта 2021
    0

    @Fantamaz, передавай привет плешивому.

  14. Ravil Nevredimov avatar
    Ravil Nevredimov25 марта 2021
    0

    На днях смотрел на National Geographic “Расследования авиакатастров”, там про катастрофу с Конкордом рассказывали, что возмутило, так это то, что в передачи всё время заявляли, что Конкорд был единственный сверхзвуковой самолёт в гражданской авиации. Как будто ТУ-144 вообще не существовало.

    Я понимаю, что Конкорд летал на сверхзвуке в штатном режиме работы двигателей, в отличии от ТУ-144, которому для перехода на сверхзвук нужно было переводить двигатели в режим форсажа, но чёрт возьми!!!!

Вы должны авторизоваться или зарегистрироваться для комментирования.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Как установить аватар в комментариях?

Ответ вот здесь